ВЫВОДЫ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Здесь хотелось бы поделиться основными выводами, сделанными нами из посещения Арктики на парусно-моторном катамаране в летнее время года
1) Запас бензина на морскую часть маршрута должен рассчитываться из расчета, что на моторе можно будет пройти не менее 60% расстояния от планируемого маршута. У нас был из расчёта 30%, в результате всего в 50 км от главной цели экспедиции, мы были вынуждены повернуть обратно. Важно также иметь ввиду, что в Арктическом регионе количество ходовых дней невелико, а ориентирование ещё при этом на "удобный" ветер сокращает их вдвое. Таким образом, больший запас топлива существенно (в 1,5 раза и более) увеличил бы у нас количество ходовых дней, которые зачастую мы пускали на днёвки ввиду господства слабого встречного ветра.
2) В таком мероприятии должно быть только надежное проверенное снаряжение. Иначе, значительную часть досуга может составлять ремонт, как было у нас с бензогенератором.
3) Все возможные маршруты радиальных выходов нужно проработать заранее, в каждом месте возможной стоянки. Иначе вынужденные остановки будут только тягостным коротанием времени.
4) Использование спутниковой связи строго обязательно, причём альтернативы Иридиуму на сегодняшний день в Арктическом регионе нет. По телефону мы дважды в сутки принимали прогноз погоды, а без него были немыслимы длительные морские переходы. Телефон был самым эффективным средством связи в случае возникновения чрезвычайной ситуации, и естественно самым надежным. Также, телефон берёг нервы родным и близким, что тоже немаловажно.
5) Для общей координации действий необходимо наличие Штаба экспедиции на "большой земле", который, в том числе, в случае возникновения чрезвычайной ситуации сможет заниматься организационными вопросами на "большой земле" по эвакуации людей. Общую координацию осуществлял Президент Экспедиционного Центра "Арктика" РГО, Почётный полярник России, Заслуженный мастер спорта Чуков Владимир Семёнович.
6) Необходимо тщательно проработать досуг, поскольку долгая непогода наносит негативный отпечаток на психику и настроение экипажа, а отсутствие досуга только усиливает влияние плохой погоды.
7) Количество вахт необходимо делить на три смены, а не на две как было у нас. Особой надобности нахождения трёх человек одновременно на вахте нет, при этом уставаемость экипажа в таком случае значительно выше. Поэтому поделили бы мы в начале вахты на три смены по два человека, то даже при имеющемся у нас запасе бензина мы могли бы вполне дойти до Русской Гавани.
8) Нужно быть готовым к продолжительным туманам в Арктике и из-за которых можно увидеть гораздо меньше, чем изначально планируется. Туманы в Арктике могут продолжаться по 20 часов в день и длиться неделями. Так, по дороге вдоль побережья Новой Земли от первой точки стоянки и до самой северной точки мы практически не видели архипелага, видимость была не более 200 метров. На обратной же дороги, наоборот, густых туманов практически не было и мы любовались красотами Архипелага.
В заключении хотелось бы выразить огромную благодарность следующим людям, которые значительно помогли нам при организации и в процессе проведения экспедиции "Новая Земля 2010":
1) Чукову Владимиру Семёновичу за непосредственный интерес к самой экспедиции, помощь в её подготовке на всём протяжении, курирование организационных вопросов во время её проведения (возглавил Штаб экспедиции), за ведение on-line дневника о ходе экспедиции на сайте экспедиционного центра "Арктика"
2) Волынкину Олегу Викторовичу за предоставление спутникового телефона Иридиум 9505, непосредственный интерес к экспедиции, постоянные консультации о плавании в Арктике, в частности вблизи Архипелага Новая Земля
3) А. Хазацкому и Т. Зориной за предоставление своевременного регулярного прогноза погоды
4) Гусеву Евгению Анатольевичу за формирование научной части экспедиции
5) Пограничникам г. Нарьян Мар, в частности Марине Салминой за тёплый приём и дружеское отношение в порту г. Нарьян-Мар
6) Александру и Галине Базыкиным за тёплый приём на полярной станции "Малые Кармакулы", за бесценные консультации по нахождению в Арктике, за предоставленное "голубое" топливо
7) Трудову Василию Валентиновичу за тёплый приём в порту г. Усинск (Парма)
8) Шилкину Игорю Петровичу за предоставление картографического материала 9) Саране Василию за помощь в формировании научной части экспедиции