Вернуться к оглавлению

Отчет

О Парусно - моторном походе

вокруг Белого моря

на катамаране "Вайгач"

с 16 июля по 12 августа 2007 года.

(авторы отчета: Литвинов Андрей, Агафонов Антон, Писарев Михаил)

 

Введение.

К путешествию под парусом мы относимся прежде, как к интересному отдыху. Для многих впечатления, полученные от встреч с природой, где стихия вод встречается с разнообразием берегов, очень сильны. Но само хождение под парусом в самых разнообразных условиях представляет собой столь интересный творческий процесс, что как правило, человек, серьезно увлеченный путешествиями под парусом, занимается совершенствованием матчасти всю свою парусную жизнь. Лодки, на которых однажды были пройдены первые небольшие походы, меняются на более совершенные суда.

С выходом в море требуется мореходная, прочная и удобная лодка. Значительная часть туристов-парусников не ходит в море, довольствуясь походами по красивейшим местам нашей страны, Ладожскому, Онежскому, Байкалу и другим озерам и водохранилищам нашей страны. Существенным отличием морских районов плавания от озерных, пусть даже размеры которых сравнимы (или даже больше) с морем является наличие течений. Морские течения могут значительно усложнять плавания по разным обстоятельствам, например, в случае когда ветер дует навстречу течению разгоняется сильно неприятная волна, течения приводят к возникновению сильных сулоев, могут значительно препятствоать движению лодки (сносить, тормозить) и т.д.. Но есть не мало людей в парусном туризме, котрые ищут свою "вершину", несмотря на порой серьезные материальные затруднения и прочие препятствия, которые достойно преодолеваются.

Однако если рассматривать современные отношения к этому виду туризма, то буквально бросаются в глаза, проявляющиеся огрехи. Приступая к строительству "Вайгача" его конструктор Антон видел, что среди тех же питерских парусников, в основном среди молодых сильно искажено понятие об этом движении. По сути, соревнования-слеты из встреч, где обмениваются творческим опытом, на гонках отрабатывают навыки хождения в походных условиях, сравнивают практические результаты различных конструкций, превратились в простые гонки-покатушки, да и еще (среди некоторых) и между стаканами. Да и не мудрено, ведь походных задач как таковых не ставиться. А походы постепенно превращаются в выезды с ящиками пива и не только.

Сам дух этого движения, сильно развитый в прошлом поколении туристов, постепенно утрачивается. И это несмотря на прямопротивоположные условия приобретения материалов - основной части снаряжения - лодок и большого практического опыта в различных конструкциях. Всё это обязательно скажется на отношении к нашему делу людей молодых, приходящих в туризм и зачастую неспособных противостоять общей инерции...

Поэтому основные задачи, на наш взгляд, людей, которые были и остаются подвижниками этого движения, таковы:

1) Строить лодки или помогать в строительстве людям, стремящимся совершать интересные и сложные походы, где в полной мере будут проявляться сильные стороны души человека.

2) Самим совершать высококатегорийные походы как с целью полной проверки собственных конструкций, так и с привязкой к достойному историческому прошлому, где полярное мореплавание неразрывно связано с духовным и физическим подвигом Русских моряков.

Считаем, что через такое отношение к делу в парусном туризме скоро возникнет определенная "философия" жизни, человеку, открывающему для себя это замечательно движение, будет что выбирать.... Сейчас неспешно готовиться материал А.Буракова по этому походу, много интересного по истории Русского Севера.

Вашему вниманию предлагается отчет о втором плавании "Вайгача", написанного одним из участников похода. Желаем всем вам больших свершений в выбранном вами деле.

 

Послесловие: В настоящее время достижения Русского народа в области полярного мореплавания в мировом обществе не сильно обозначиваются, в то время как заслуги таких мореплавателей как В. Баренц, Р. Ченслер, Д. Барроу и т.д. ставяться на передний план, и кроме того принято говорить о величии Английского флота, как о родоначальнике мирового мореплавания. Рождение Русского флота у большинства людей ассоциируется с Петровской эпохой. Однако достаточно только начать знакомиться с историей Русского полярного мореплавания, как такие "великие" западные имена сразу же уходят на второй план. Ведь начиная от Кольского полуострова вплоть до Берингова пролива и берегов Камчатки, весь Северный морской путь, был полностью исследован Русским Полярными мореплавателями, такими как: помор Улеба, С. Лошкин, С. Челюскин, Х. и Д. Лаптевы, Я Санников, В. Прончищев, Ф.Литке, П. Пахтусов, В. Русанов, Г. Седов, А. Колчак, В. Беринг, Б. Вилькицкий, Э. Толль, С. Дежнев, В. Визе и т.д. А Русский флот имеет свое рождение из более далеких времен, чем Английский и должен поправу считаться родоначальником полярного мореплавания. Кроме того в те времена, когда европейцы только осваивали плавания на другие материки, которые проходили вблизи экваториальных широт, Русские мореплаватели уже задолго до этого ходили во льдах, где плавание значительно сложнее и опаснее. К примеру в 16 веке В. Баренц дошел до Новой Земли и остался там на зимовку, но в то же время помор Улеба ходил туда на промысел каждый сезон 600 лет назад до похода В.Баренца, для него это была не великая экспедиция и географические открытия, а место промыслов, чтобы прокормить себя и семью. Т.е. то что для европейских экспедиций считалось героическим путешествием, для жителей Белого моря - повседневная работа. В этом же веке поморы регулярно ходили в сибирский город "Мангазея". Путь к Мангазеи пролегал от п. Мезень в Белом море, через Чешскую губу Баренцева моря далее через остров Вайгач, потом по рекам п-ва Ямал в Обскую губу, и оттуда на р. Таз. Уже в те времена Русскими поморами было исследовано и использовано для регулярного плавания около 35% от современной длины Северного Морского Пути. Со стороны европейцев было широко распространено присвоение собственных названий островам, проливам, мысам, заливам и т.д., даже без попыток выяснения их исконных названий у Русских поморов, которых они неоднократно встречали на своем пути. Об этом факте свидетельствует большое количество исторических данных. Ведь в те времена географическое открытие означало право на владение земель. Никто не умоляет мужество и моральный дух западных мореплавателей, однако для полноты картины необходимо прояснить и другую сторону вопроса. Сложно перечислить сколько раз Русские поморы (выходцы с берегов Белого моря) выручали и спасали от гибели европейские экспедиции. Практически ни одна экспедиция европейцев не обходилась без помощи поморов.

 

 

Дневник похода

15-17 июля. Отъезд из Питера и приезд в Кемь (850 км). Сборка катамарана

Из питера мы уезжали по двое, ребята с катамараном и большинством вещей уехали на машине 14 июля. Мы (я и Миша) уезжаем из Питера 15 июля на 22 поезде отправлением в 17:20, погода пасмурная, накрапывает дождь. Поезд подали нормально, без задержки. На стоянке в Лодейном поле купили свежей копченой рыбы, так вот не спеша к утру доехали до Кеми. Поезд прибыл в г. Кемь в районе 10 утра, там сразу же мы нашли машину за 200р. и доехали до Рабочеостровска, где нас уже ждали Саша и Леха со всем барахлом. Погода была пасмурная, лишь изредка выглядывало солнце. Пообедав, мы приступили к сборке катамарана. Рядом с нами собиралось еще 5 Альбатросов из Питера. У одного из тех катамаранщиков по имени Евгений (который проводит на Белом море на своем Альбатросе почти полгода, а именно с мая по октябрь) оказалась свеже-соленая горбуша. Погода стояла не очень хорошая, периодически то начинался то прекращался моросящий дождь. К вечеру Альбатросовцы собрались и решили выходить в море, план у них был дойти до Кузовов, однако из-за встречного ветра их выход занял больше 1,5 часа, но всё-таки они сумели уйти из нашего поля зрения, так мы с ними больше и не виделись. К вечеру подошел местный житель, он рассказал, что лета до сих пор еще в этом году здесь не было, и вообще говорит, что лет 20 уже такого холодного лета не помнит, каждый день шли дожди. На следующий день мы продолжили собирать катамаран, посмотрели окрестности.

 

 


 


 

Времени было уже около 2 ночи, однако в это время там полярный день, поэтому ночь и день имеют условные понятия. Приготовив шашлыки, поели их и пошли спать. Стоит отметить, что мы собирали катамаран на пути к церквушки в которой снимался фильм "Остров", в связи с этим, к ней ходило очень много туристов, держащих путь на Соловецкие острова. От их вопросов, что мы мол собираемся идти на такой вот маленькой лодочки к Соловкам мы устали. Днем подъехал пятый участник похода, Толя. К вечеру мы закончили сбор лодки, пошли искупались и начали спуск лодки на воду и её погрузку, выход наметили на утро. При погрузке катамарана, которая началась около полуночи самое страшное это была мошка, которая кусала нас беспрерывно и от её налетов никуда было не деться. Загрузив лодку, все пошли спать в палатку, а я решил спать в катамаране, но на следующее утро очень пожелел об этом, поскольку проснулся весь искусанный мошкой.

 

18 июля. п. Рабочеостровск - остров Русский кузов (25 км)

С утра позавтракали и отошли от берега. Пасмурно, дует сильный боковой ветер, идем быстрее 10 км/ч, однако через час ветер резко поменялся на встречный, пришлось заводит мотор. Мотор проработал недолго и заглох, пришлось идти в лавировку на груженой лодки, что было практически равносильно стоянию на месте. Мы с Лехой пошли на часок вздремнуть в рубку. Вскоре удалось завести мотор, мы убрали паруса и пошли под мотором. Решено было идти до о. Русский кузов, общее время в путь до него у нас занял около 5-6 часов.

 

 


 


 

Наконец, мы подошли к берегу, и начали выгружаться, ставить лагерь и разводить костер. После этого мы с Мишей пошли осматривать окрестности острова, заодно взяли спиннинг и фотоаппарат. Пройдя метров 500 вдоль берега и забрасывая периодически спиннинг, мы не почувствовали ниодной поклевки, зато с юга небо начало завалакиваться грозовыми тучами. Мы пошли к лагерю помогать ставить тент. К вечеру началась сильная гроза и полил ливень. Это продолжалось в районе 2-3 часов.

 

 


 

 

После грозы, которая закончилась в районе полуночи, начался феерически красивый закат. Он длился несколько часов, мы долго им любовались, открыли первую настоящую фотосессию в этом походе. Закончилось это зрелище около 3 часов ночи. Позднее Саша с Толей пошли ставить сетки на надувной лодке. Легли мы спать около 5 часов утра.

 

 


 


 

19 июля. о. Русский кузов - Соловецкие острова (30 км)

Встали в районе 10 утра. Начали помогать Саше вытаскивать рыбу из сети. Попалось много мелочи, треска, навага, бычки, корюшка. Однако это нам не помешало сварить отличную уху из свежей рыбы. После обеда я с Лехой пошли прогуляться вдоль острова, а заодно и пофотографировать. Дойдя до первой скалы, мы начали взбираться на неё. На макушке скалы перед нами с одной стороны открылся потрясающий вид островов и Белого моря. С другой стороны мы увидели противоположную скалу на острове, которая нам показалось довольно близко находящийся от нашего лагеря. Мы решили после обеда обязательно её посетить. Здесь же мы сделали много снимков фотоаппаратом и пошли спускаться.

 

 


 


 

Спустившись со скалы мы немного побродили в окрестности и пошли к лагерю. У лагеря уже готовилась вторая порция ухи и чай. Мы поели, сходили поблизости за грибами. Хотя и лето в этом году было дождливое и холодное, однако грибов было море. Решено было начать собираться, а после всё-таки пойти на соседнюю скалу острова, которая как казалось была очень близка к нам. В районе часа дня мы вышли у другому концу острова. Сперва решили идти лесом, однако бурелом и комарье отбило эту идею и решили идти вдоль берега. По пути к намеченной цели мы встретили ребят из Перми на самодельном парусном катамаране. Они послушав некого совета, поехали на Белое море в первых числах июля. Их заманили туда в это время тем, что здесь будто бы самая пора ягод и грибов. Однако это была их ошибка, это же Север, здесь уж никак черника раньше 20 чисел июля не созревает. Они как раз уезжали в ту пору, как только пошли грибы, ягоды же были еще зеленые, или вовсе цвели. Шли мы довольно долго вдоль берега, по отливной зоне, периодически почти по колено проваливались в приливно-отливную жижу. Далее мы решили свернуть в лес и пойти лесом. В лесу было всё завалено и шли мы через сплошной бурелом. Дойдя до скалы мы начали подниматься на неё, это длилось минут 40. Стоять было тяжело, поскольку тот час набрасывались комары и мошки. Когда мы поднялись на скалу, к нашему удивлению она оказалась вся покрыта лесом, и поэтому хороших фотографий нам сделать не удалось. Бродя поверху, мы долго искали место для более менее прилично кадра и всё-таки нашли.

 

 


 


 

Пофотографировав мы решили спускаться, поскольку надо было идти уже собираться и отправляться дальше в путь на Соловки. Спуск занял минут 40. Мы спускались с неё по обрывам, потом пошел болотисты лес, мы все промочили ноги, т.к. шли по болоту в кедах. Наконец к 4 часам дня мы вышли к лагерю. Здесь мы начали уже активно собираться. К нам подошли те катамаранщики из Перми, которых мы видели, мы с ними вместе посидели, попили чаю, дождались прилива и в районе 9 часов вечера вышли на Соловки. Вышли под мотором, зайдя за остров стало немного поддувать, решили опробывать генакер, поставили его. С генакером скорость возросла до 11 км/час, однако через 10 минут ветер зашел с другой стороны и стал боковым, генакер спустили и пошли под мотором со скоростью 6 км/час. Подходя к последним островам мы любовались красивым закатом. По дороге к соловкам мы пробовали блеснить, однако ничего не клюнуло. Недоходя о.Топы на горизонте с северо-запада стало затягивать. И через пол часа всё затянуло и начал задувать сильный ветер, погода поменялось за несколько минут из полного штиля в постоянно усиливающийся ветер. Менее чем через час волну разогнало больше метра. К Соловкам подошли к 6 часам утра и встали в 4 километрах к северо-западу от Кремля. Перенеся вещи и разбив лагерь решили завалиться спать. Я пошел ночевать в лодку, чтобы можно было вовремя, по приливу, перетащить её к берегу. Лодка стояла в 50 метрах от берега.

 

 


 


 


 

20-22 июля. Прогулка по Соловецким островам

С утра проснулись, пасмурно и ветренно. В середние дня я с Лехой поехали на велосипедах к Соловецкому Кремлю. От дождей вся дорога была в лужах, пришлось пару раз в них по колено искупаться. В поселки мы зашли в магазин, немного затаварились, и поехали кататься по округе. Также мы решили съездить в место, в котором должны были стоять катамаранщики, с которыми мы собирались. Однако их там не оказалось, и мы решили ехать обратно. Приехав в лагерь, и по дороге снова искупавшись в лужах по колено, мы подоспели как раз к ужину. Однако была одна проблема - это мошка. Жрала она нас просто невыносимо, и мы несколько раз во время обеда бегали в палатку, чтобы отдохнуть от мошки. На следующий день, 21 июля, выдалась прекрасная погода, стоял штиль и ясное небо. Однако мошкаре это было только на руку. Мы остались с Лехой вдвоем у лагеря, а остальные (Толя, Миша, Саша) поехали путешествовать по острову. Я пару раз искупнулся, а также устроил стирку вещей. К вечеру когда Миша вернулся, пришёл Саша и отправил Лёху искать Толю, у того в 8км от лагеря сломался велосипед. Через час пришёл Толя, и теперь мы пошли искать Леху. К полуночи мы всё-таки нашлись и сели за ужин.

 

 


 


 


 

 

 


 


 


 

После полуночи в метрах 50 от нас на камень выполз тюлень и мы долго его снимали. Потом решили пойти спать. С утра встали, ясно и ветренно. Ветер почти попутный, что нам только на руку. Начали собираться и к полудню вышли к Кремлю. Там мы планировали провести весь день и потом вечером с приливом пройти на о. Анзер. Вышли, ветер попутный, пролетели 5 километров менее чем за полчаса. Встали неподалеку от Кремля. Сперва пошли гулять Миша, Толя и Саша, Я с Лехой остались у катамарана. У ребят была задача, помимо прогулок продать 2 старых велосипеда, взятых нами из Питера. Ребята успешно справились с этой задачей и продали двум молодым туристам, приехавшим на Соловки на пароходе. Велосипед за 200р дешёво, учитывая, что там прокат стоит от 50р. до 100р в час. На вырученные деньги докупили свежей кортошки (правда она там как горох была) и консервов.

 

 


 


 


 

Когда ребята пришли, теперь мы с Лехой решили побродить по поселку. Долго ходили, пару раз, решив срезать, пободали под собачий лай и в тупик. Пришли на стоянку к 9 вечера и начали ждать прилива (а как это утомительно!). Дождавшись всё-таки прилива, в районе полуночи мы покинули остров Большой Соловецкий и направились к острову Анзер.

23-25 июля. о. Большой Соловецкий - о. Анзер (40 км)

На море стоял полный штиль. Шли под мотором со скоростью 7 км/час и к 5 часам утра подошли к острову Анзер. Быстро разгрузились и пошли спать. Я решил спать в лодке. Проснулся первый около 11 утра и начал будить остальных. На море полный штиль и жара под 30 градусов. Я пошел окунулся, вода теплая, около 15 градусов. Вслед за мной пошли купаться и остальные. Пообедав, пошли вновь купаться, первый раз за поход выдался такой теплый денек. К вечеру мы пошли с Мишей прогулятся в лесок, отойдя 100 метров от лагеря и, побродив в низкорослом лесочке, мы принесли полную корзину грибов.

 

 


 


 


 

К вечеру мы с Сашей решили прогуляться в сторону севера острова, сначала шли лесом, потом пошли по отливу, много фотографировали. В такой ясный день мы эксплуатировали нашу солнечную батарею по полной программе. Вернувшись, ужин был готов. После ужина я решил прогуляться до Кургана, как раз был отлив и воды было не больше чем поколено, поэтому в болотных сапогах идти было нормально. Осмотрев и засняв его, я вернулся к лагерю. Вслед за моим посещением этой достопримечательности, к Кургану двинулись и остальные.

 

 


 


 


 

Вскоре Миша занялся жаркой грибов. А мы с Лехой пошли прогуляться к ближайшему южному мысу острова, нахдившемуся от нашей стоянки в 2 километрах. Там мы нашли много лабиринтов и различных загадочных объектов Соловков. К 23 часам мы вернулись и поужинали жареными грибочками.

 

 


 


 


 

Рассказали Саше и Мише о такой находке, на завтра решили обязательно сходить туда и осмотреть всё поподробнее, а потом запланировали пойти пешком на северный мыс о. Анзер, это около 12 км. В районе полуночи Саша и Толя поплыли ставить сетки, к тому же мысу, где мы недавно побывали, а мы любовались красотой, тишиной и безмолвием Севера.

 

 


 


 


 

Встали с утра 24 июля первые Саша и Толя. Мы уже подтянулись на чистку рыбы, с сеток сняли около ведра, много бычков попалось. Кроме них треска, навага, зубатка, камбала, пинагор. Позавтракали отлично, на первое была уха, на второе жареная рыба. После обеда мы с Мишей пошли за грибами, принесли опять целую карзину. Днем решили пойти на тот мыс, где побывали вчера, осмотреть, а днем решено было пойти на северный мыс острова. Пришли к лабиринтам, пофотографировали, кстати здесь ловит мегафон, поэтому наладили связь с Питером. С моря слегка задувало. Далее пошли к лагерю, попили там чай и отправились в путь к северному мысу о. Анзер.

 

 


 


 


 

Шли долго вдоль берега, по отливной зоне, с моря дуло прилично. Наткнулись на небольшую стаю чаек, сидящих на островке, образовавшегося из-за отлива. Начали фотографировать их, потом они вспугнулись и улетели. Мы пошли дальше, по дороге встречали очень много медуз, высохших на ветру. Подходя к мысу, перед нами открылась тундра, растительность состояла из кустов и не привышала 1-1,5 метра.

 

 


 


 


 

Идя вдоль береговой линии, мы принили решение свернуть и пойти по тундре напрямик. Долго бродили, вымокли в болотах, потом всё-таки нашли истинный путь к цели. Пришлось идти по болоту, проваливались периодически больш чем по колено. На горе и в болоте обнаружили много морошки, она была еще зеленая, сказывается холодное лето (ведь конец июля был). Перед нами появилсаь картина раскопок. Мы стали их фотографировать, вернее ямы оставшиеся от них. Видимо до нас тут лет 50 назад уже поработали археологи. В часов 7 вечера, решили топать обратно к лагерю, идти было более 2 часов. Но сперва сели отдохнуть и перекусить на 20 минут.

 

 


 


 


 

Обратно пошли быстрым шагом, поскольку начало раздувать и на горизонте стало затягивать. В 30 минутах от лагеря выглянуло солнце и было очень красиво, мы сразу бросились за фотоаппараты. Незаметно тучи начали рассасываться.

 

 


 


 


 

К 9 вечера мы были в лагере, приготовили ужин, на второе Миша пожарил грибов. Начали постепенно собираться и к приливу решили выходить. И вот мы готовы к выходу и опять этот утомительный час ожидания прилива. Наконец то мы в лодке, заводим мотор и отходим. Я на руле. Направляемся к главному скиту на о.Анзер, в планах его посетить и потом уже днем взять курс на о.Жижгин.

 

 

 

 


 

 

 

26 июля. о. Анзер - Онежский п-ов (напротив о. Жижгин) (65 км)

Идем, на море штиль, часа через 3 (около 3 часов утра) меня сменил Саша, я завалился прикимарить в катамаран. Проснулся я только когда мы подходили к берегу (около 5 утра). Ребята выгрузились и поставили палатку, пошли спать в неё до утра. Я завалился спать в катамаране. Проснулись около 11 утра, стоял густой туман в бухте. Я с Сашей и Мишей пошли прогуляться к морю, подходя к нему, мы почувствовали сильный ветер. У моря штормило. Походив вокруге, засняв также некоторые интересные объекты (груды камней), мы пошли обратно к лодки, чтобы идти на Онежский п-ов. По пути встретили местного жителя, который нам показал колодец и мы пополнили запасы пресной воды. Также он сказал, что не стоит заходить глубоко в бухту, там попов охраняет омон, и без разрешения может высказать свое недовольствие в виде применения физической силы. Однако он приглашал в скит, который находиться неподалеку, мотивирую тем, что батюшка там бывший спецназовец, нальет по стаканчику и закусить даст, в общем обделены не будем. Но мы предпочли лучше готовиться к отходу и не задерживаться здесь.

 

 


 

 

 


 

Собрали наши вещи и были полностью готовы к отходу. Перед нами стояла яхта из Архангельска, по слухам яхта губернатора. Только она высуналась в море, как мигом завернула обратно. В бухте также стояло еще 2 яхты. Мы решили выходить (около 2 часов дня), и не ждать погоды. Выходим под мотором, дует прямо в морду, повернув в сторону намеченного пути ветер стал для нас боковым, однако Саша решил идти на моторе. Волна не большая, отдельные волны не превышали 1,8м. Идем вдоль берега. Потом начали отходить от острова, небо полностью затянуто, накрапывает дождь. Отойдя 10 км от острова он скрылся из поля видимости, идем только по GPS. Я с Лехой пошли прилеч отдохнуть. Я полежал часок, что-то от качки начало мутить. Решил выйти на палубу, и подышать свежим воздухом, моментально всё прошло. Через часик, пошел полежать. В районе 6 вечера показался вдалеке берег. Через 2 часа мы были в районе северного мыса Онежского полуострова. Снова начало раздувать, ветер стал заходить с Севера, волна стала в районе 2 метров, мы решили становиться, поскольку в сумерках идти в такую погоду плохо. Да и к тому же имеется много отмелей, на котрую в сумерках можно легко наткнуться. В районе 9 вечера подходим к берегу. Там нас ждет на берегу медведь. Мы подошли к берегу еще ближе, он видимо испугался, и медленно ушел в лес.

 

 


 


 


 

26-28 июля. Онежский п-ов (напротив о. Жижгин)

 

Подойдя к берегу, стали разгружать вещи и выносить на берег лодку. Потом в лесочке поставили палатку. К вечеру приготовили ужин, организовали столик из плавника и сели ужинать. Для профилактики стрельнули пару раз в воздух из ружья, чтобы мишка не пришел в гости на ночь. С утра 27 июля проснулись в районе 11 утра, поужинали. Погода стояла пасмурная, ветренная, ветер усиливался, накрапывал дождь. Миша пошел за грибами, через час принес целую карзину грибов. К вечеру ветер начал стихать, все кроме Толи пошли прогуляться вдоль берега. Но сперва мы сходили с Лехой и пополнили запасы пресной воды.

 

 


 


 


 

Пошли вдоль берега, все было истоптано медвежьими и волчьими следами. Ветер стихал стремительно, мы принялись фотографировать здешние края. Красиво. На обратном пути набрали морской капусты на жареху. Пришли к лагерю и Миша стал жарить грибы. Пожарили морской капусты и опробывали её, с майонезом отличная штука.

 

 


 


 


 

С утра встали, пасмурно. Потихоньку начинаем собираться. В планах у Северодвинска высадить Толю, он собирался в поход не больше, чем на 2 недели, а это время уже истекало и пойти на мыс Зимнегорский. Пополнили наши запасы пресной воды и в 5 вечера отошли.

28-30 июля. Онежский п-ов - Северодвинск - м. Зимнегорский (260 км)

Отходим от берега под мотором, в бейндевинд Саша идти не хочет. Идем паралельно берегу в 2 километрах от него. Я сижу на руле. Через 3 часа отдаю вахту Лехе. Через некоторые время к нам подплывает моторка, это ребя из Архангельска приехали порыбачить на выходные. Идем дальше. Часть народу пошла в рубку дрыхнуть. К полуночи я вновь взял румпель, ветер поменялся на галфинг. Идем около 10 км в час. В 4-5 утра проходили Унскую губу, Саша с Мишей пошли спать. Сменили они нас около 8-9 утра. Мы с Лехой теперь пошли дрыхнуть. Проснулись уже недалеко от Северодвинска. Причалили около 14 часов. ребята пошли проводили Толю, докупились. Я в это время успел искупнуться. В 16 часов мы отходим на мыс Зимнегорский. Это около 15 часов пути, а мы до этого уже 20 часов в море.

 

 

 

 


 

 

 

Начало растягивать небо и к 18 часам было ясно. На море слабый ветерок. Крупнейший в нашей стране завод по изготовлению атомных подводных лодок скрывался перед нами на горизонте. Через 20 минут берега пропали из вида. Решили отпраздновать Лехино день рождения (в море без выпивки) с чайком и тортиком. Потом приготовили ужин в камбузе (хотя мы еще не обедали) и хорошо поели. Мы с Лехой пошли поспать.

 

 


 


 


 

В районе полуночи мы с Лехой проснулись, фотографировали красивый закат, а Миша пошел прилеч. Через час показался берег, правда в 30 км от нас. Подходя к брегу в 4-5 км задул сильный ветер. Мы наконец-то, после больших уговоров Саши, выключили мотор и пошли под парусами. Скорость была в районе 15 км в час. Пройдя километров 5 за мыс Зимнегорский, мы начали присматриваться к стоянке. И в районе 5 часов утра нашли неплохое место с рыбачей избой. До этого все избы были заняты, по-видимому, местными рыбаками.

 

 


 


 


 

Пристаем к берегу, вытаскиваем катамаран, позади 36 часовой переход и 260 км. Ребята пошли в рыбачью избу, я решил по своей привычке спать в катамаране.

30-31 июля. стоянка в горле Белого моря

Проснулись в районе полудня, дул сильный ветер, море всё было покрыто барашками. Разожгли костер, вытащили вещи на просушку, и приготовили обед. После обеда все пошли осматривать и фотографировать места в окуге. Мы с Лехой полезли на глиняный обрыв, на пути трава высотой с человеческий рост. Под ногами периодически начинает осыпаться грунт, вообщем сверху было красиво, но толком не заснять, приходилось держаться. Слезать оказалось намного сложнее, чем залезать. Днем мы принялись к установки тента, решили в нем помыться. Мою идею сделать камин, а после накрыть тентом, т.е. сделать походную баню не поддержали. После мытья пошли прогуляться по округе. Прошли вдоль берега около 1,5 км и заодно полюбовались вечерним закатом. Вечером я еще пару раз окунулся в море, вода мне показалось сильно холодной, в районе +8 градусов.

 

 


 


 


 

 

 


 


 


 

К вечеру я с Сашей поплыли ставить сетки. Пока ставили 200 метровую сеть, нас очень сильно отнесло от берега, течения там не слабые, да и ветерок от берега по чуть-чуть задувал. Вообще говоря мы поняли, что плавать в горле на маленькой резиновый лодки даже вблизи от берега далеко не безопасно, чуть дунет и не выгребешь.

 

 

 


 


 


 

После того как поставили сети было в районе 2 часов ночи, мы причалили к берегу, пошли к костру, немного пожгли бутылок от бензина, после этого Саша пошел спать в Избу к остальным, а я решил вновь остаться спать на катамаране. С утра встали около 11, Саша пошел снял сети. Сетка очень сильно забилась капустой, водорослями, мидиями и различной другой грязью. Это привело к тому что мы вычищали её втроем около 2,5 часов. Попалосьв этот раз мало, в основном камбала. Сеть как нам показалась легла криво, из-за того что мы её ставили против течения, вообщем опростоволосились. После обеда Саша пошел прогуляться в лес, где Миша сказал видел красивое лестное озеро и кучу медвежьих следов. А мы начали собирать вещи для отхода на Кольский полуостров. Собрались к вечеру выходить запланировали в районе 8 часов вечера. Погодка к вечеру начинала портиться, небо затягивало.

31-1 августа. пересечение горла Белого моря (80 км)

Наконец в районе 8 часов вечера отошли. Буквально в километре от берега пошла сулойная волна. Волна очень неприятная, как будто кипит вода, высота волны была не больше 1,3-1,5 метра. Ветер дул попутный, однако Саша не хотел выключать мотор, несмотря на то, что мы шли со скоростью порядка 11 км в час. По GPS до противоположного берега (д. Чапома) было 78 км. Часа через полтора, когда берег удалился на достаточное расстояние начало затягивать со всех сторон.

 

 

 


 


 


 

Через 2 часа затянуло так, что была жуткая темень. Повезло конечно, что это были не грозовые тучи. Высота волны не привышала 1,5 метра. Ветер начал стремительно усиливаться, и вот наконец мы уговорили Сашу отрубить мотор, поскольку мы и так шли без мотора со скоростью 14 км в час и периодически разгонялись до 16-17 км в час.

 

 

 

 

 


 

 

 

Примерно по середине маршрута ветер немного стал стихать и волны уменшились до высоты 0,5 метра, Саша сразу же зовел мотор. Чисто под парусом мы прошлись не более 30-40 минут. Немного посветлело, начал накрапывать моросящий дождь. Видимость была не больше 3 километров. При подходе к Кольскому моросил дождь, мы решили зайти в устье реки. Однако внезапно Саша перепугался, что там могут быть колья и сказал пойдем к берегу. Подошли к песчаному берегу в районе 4 - 5 часов утра, вылезли, тут лодку начало силно бить волной,мы стали её удерживать, нас пару раз окатило по грудь, мы резко оттолкнули лодку, завели мотор, и всё-таки уговорили Сашу идти в реку. Зайдя в устье реки, там был полный штиль и мы без проблем привязали лодку и стали ставить палатки. Река находиться примерно в 4-5 км западнее д. Чапома. Несмотря на то, что задувал приличный ветер мошка и комарье здесь были чрезмеро голодные.Мы поставили нашу палатку-баню, подожгли раптор и перекусили там, на улице было невозможно. В 6 утра все пошли спать.

1-3 августа. Кольский полуостров в районе Чапомы

Встали мы с Мишей в районе 2 часов дня. Проснулись от шума мотоцикла. Выяснилось, что народ из стрельны ездит в Чапому (а это около 90 км тундры почти без дорог) за мукой и молоком. В д. Чапому 2 раза в неделю летает самолет АН-2 и доставляет продукты. Мотоциклист в брод переправлялся через реку. Вскоре встали и Саша с Лехой. Мы с Мишей решили порыбачить и почти на первом запросе поймали горбушу, весом около 1 кг. Покидав еще попадалась только мелкая форель, хотя и периодически рыба плескалась в речке. После обеда мы с Мишей решили прогуляться в верховья этой реки.

 

 

 


 


 


 

К вечеру пошли в верховье реки по лесу. Я еще пошел в рубашке, но потом жутко жалел, поскольку комарье жрала невыносимо. По пути встречали много морошки, однако она была еще вся зеленая, а на дворе уже агуст. Также попадалось очень много грибов, в основном красные. Через 4 км мы подошли к речке и начали бросать, почти напервом забросе вытащили семгу на 1,5 кг. После попадалась только мелкая форель. Прорыбачи ли мы около 4 часов, ыбли все обедены камарами. Самое интересное, что несколько раз мы зацепляли блесну и Миша раздевался и плавал за ней, для комаров это был отличный ужин. В районе 8 вечера мы пошли к лагерю, по пути набрали кучу грибов, а также видели много дежек, видимо медвежьих. Поскольку был ход горбуши и они лакомяться ей. Прийдя в лагерь, решили из этих двух рыбин сделать рыбник. Саша занялся этим делом, а я пошел купаться в речку. Вода там была действительно теплая, не ниже +15.

 

 


 


 


 

 

 


 


 


 

К вечеру мы забрались в палатку-баню и лакомились свежеиспеченным рыбником. Потом пошли спать. С утра встали в районе 11 часов. Позавтракали жареные грибы и пошли прогуляться кто куда. Дул сильный ветер, однако комаров он не сильно беспокоил и они набрасывались моментально, так что полежать на свежем воздухе не получалось.

 

 


 


 


 

После обеда Саша с Мишей пошли снова на рыбалку. Они много пробродили, однако поймали только маленькую форель. В реке было много дохлой горбуши, отметавшей икру. Ближе к вечеру 2 августа мы решили, что неплохо бы еще сходить на ночную рыбалку. И действительно она не подвела, за час поймали около 60 кг горбуши и семги. Рыбу чистили всё утро, в лесу, в целой тучи комаров и мошки. Рыбу решили засолить в бочку. В 7 часов утра 3 августа мы позавтракали отличную уху из молоки и легли спать. Встали днем, на обед опять была жареная гоорбуша. В дополнение к бочке рыбы у нас вышел целый котелок икры, однако была одна проблема, не было хлеба.

 

 


 


 


 

 


 

 

 


 

К вечеру мы стали собираться и в районе 8 часов вечера вышли.

3-5 августа. д. Чапома - д. Ковда (230 км)

Вышли, на море полный штиль. Идем под мотором, к полуночи я с Лехой пошли спать. С утра мы сменили вахту. Опять на море штиль, к утру стал задувать очень слабый ветерок, Саша поставил генакер и отключил мотор, поскольку бензин был на исходе.Идем со скоростью не больше 3-4 км в час. Днем подошли к д. Кашкаранцы, там высадились купили хлеба и масла для икры. Местным променяли 2 горбушины на пучок свежего зеленго лука. Отходим от деревни, Саша не выдержал и зовел мотор.

 

 


 


 


 

К вечеру мы проходили полуостров Турий, там заработал мегафон и мы принялись звонить домой, после 10 дневного отсутствия связи. В красоте ночного моря единственным негативным фактором является шум мотора.

 

 


 

 

 


 

После я с Лехой пошли спать в рубку, проснулись с утра на подходе к Карельскому берегу, видимость нулевая, все затянуто тумано. Через некоторое время туман рассосался. В районе часа дня мы подошли к губе Ковда.

5-7 августа. стоянка в районе д. Ковда

Встали на острове и на стоянке, на который я с Мишей стоял год назад. После мы легли спать. Встали к вечеру, пошли осматривать остров и заодно пофотографировали его. На следующий день были планы закупить еще 30 литров бензина, чтобы добраться до п. Рабочеостровск.

 

 


 


 


 

 

 


 


 


 

7-10 августа. д. Ковда - о. Соностров - п. Рабочеостровск (220 км)

Днем вышли с острова в Рабочеостровск. По пути остановились ненадолго на о. Сидоров и переночевали на о. Соностров. 10 августа вечером были уже в п. Рабочеостровск, с утра разобрались и на следующий день уехали в Питер.

 

График движения

Ходовой день

Дата

Участок маршрута

Пройденное расстояние, км

Из него под мотором, км

1

18.07.06

п. Рабочеостровск – о. Русский Кузов

30

20

2

ночь с 19.07.07 на 20.07.07

о. Русский Кузов – о. Бол. Соловецкий

30

25

3

ночь с 22.07.07 на 23.07.07

о. Бол. Соловецкий – о. Анзер

45

45

4

25.07.07

о. Анзер – Онежский п-ов (напротив о. Жижгин)

65

55

5

с 26.07.07 по 28.07.07

Онежский п-ов (напротив о. Жижгин) – Северодвинск - м. Зимнегорский

260

210

6

ночь с 31.07.07 на 01.08.07

м. Зимнегорский - д. Чапома (пересечение Горла)

80

60

7

с 03.08.07 по 05.08.07

д. Чапома – п. Ковда

310

210

8

с 07.08.07 по 10.08.07

п. Ковда – п. Рабочеостровск

290

30

Итого

1100

655

 

Основные выводы

1) Мотора 3,3 л.с. явно не достаточно для такой лодки. При высоте волны 2 метра и более мотор не в состоянии тянуть лодкой против волны. Рекоменуемая мощность мотора 5-6 л.с. Кроме того при установке более мощного мотора сократиться в 1,5-1,8 раза расход топлива.

2) Парусов явно недостаточно, грот желательно увеличить на 2 кв.м. Генакер необходимо увеличивать на 3 кв.м.

3) Лодка в состоянии взять на борт в месячный поход 5 человек со всем необходимым снаряжением, однако будет иметься не сильно значительный перегруз, который скажеться на маневренности лодки. Увеличение площади парусов должно существенно исправить этот недостаток.

4) Лодка полностью пригодна для автономного плавания и больших (от 150 км) морских переходов.

 

На этом наше путешествие закончилось

Hosted by uCoz