Отчёт по походу Канин 2015

Сроки проведения похода: 25 июля - 12 августа 2015 года

Цель похода

Идея посетить полуостров Канин у меня пришла давно, ещё при подготовке к плаванию 2008 года. Однако тогда мы решили, что не стоит пытаться объять необъятное и акцентировали своё внимание на маршруте вокруг Кольского полуострова. На этом маршруте основной упор был сделан на участок от Териберки до Поноя. В будущем удалось сходить на катамаране вокруг полуострова Рыбачий, на Новую Землю, остров Вайгач, полуостров Таймыр и Ямал, Северную Норвегию. Однако у меня оставалось одно белое пятно, которое меня привлекало на всём протяжении от мыс Нордкап и до почти пролива Вилькицкого - это полуостров Канин. Место красивое и достаточно дикое. В основу подготовки к плаванию на Канин легли два маршрута в те края с разницой в почти 15 лет - это маршрут А. Беликова на Попандополе и маршрут Пети и Наташи Богородских на катамаране. По этим плаваниям у меня имелся достаточно неплохой видео и фотоматериал с подробным описанием тех мест. Кроме того я в этом году не располагал достаточно большим временем на поход, поэтому варианты с Новой Землёй и Дальним Востоком пришлось отложить до лучших времён. Таким образом, решено было идти на Канинский полуостров.

 


Карта маршрута

 

Подготовка к походу

В 2011 году в походе на о. Вайгач мы впервые задумались о наличии второго мотора, который должен быть в постоянной боевой готовности, хотя реальных предпосылок, связанных с работой мотора не было. В 2012 году мы в достаточно жёстких условиях эксплуатировали мой мотор Mercury. Иногда мотор был заглублён на пантографе практически на самый низ и почти непрерывно поливался водой от волн, но ни разу не подвёл при эксплуатации в таком режиме. Но в более простом режиме всё-таки подвёл. Я был уверен, что надёжность современных моторов настолько высока, что нет смысла ставить второй мотор. Однако в 2013 году появились первые сбои мотора. Вызваны были они тем, что в карбюраторе накопились небольшие камешки соли, которые и попадали на жиклёр, тем самым препятствуя подаче топлива. Эта проблема была исправлена, но тем не менее один раз мотор подвёл в достаточно сложной ситуации, когда мы шли против высокой волны в Баренцевом море. Тогда я впервые задумался о наличии второго мотора, который был бы в постоянной боевой готовности. В 2014 году перед походом на Белое море на моторе я сменил карбюратор от 4 л.с. на карбюратор от 5 л.с. Мотор прошёл полное ТО, однако через 5 часов работы заглох на переходе на Соловецкие острова. Все попытки его завести были обречены. Ситуацию осложнял тот факт, что стремительно надвигалась гроза, а до берега было не менее 8 км. Второй мотор был взят, но лежал на носу в мешке. Мы распаковали его и поставили. Делать это в море занятие не очень приятное, приходится заводить несколько страховок. Во всём виноват оказался плохой бензин в Кеми, который по-видимому напичкан различными присадками, но это отдельная история. При подготовке к плаванию 2015 года я твёрдо решил, что мотора должно быть 2 и в постоянной боевой готовности, т.е. оба мотора должны были висеть на транце (каждый на своём). Таким образом, был приобретён второй пантограф, изготовлен транец и добавлена ещё одна дополнительная поперечная кормовая балка. Также было переделано рулевое, которое позволило достаточно легко поднимать перо руля.

ТТХ ПАРУСНО-МОТОРНОГО КАТАМАРАНА "Мурман"

    Тип лодки - парусно-моторный катамаран.

    Диаметр поплавков (в миделе) - 0,65 м.

    Длина поплавков - 6,5 м

    Объём поплавков - 3300 л.

    Габаритная ширина - 2,6 м.

    Пассажировместимость - 4 чел .

    Высота мачты - 6.5 м.

    Площадь парусов (10,5 кв.м. общая):

    Грот - 7,5 м2.

    Стаксель - 3 м2.

    Двигатель - 4-х тактный подвесной мотор - Mercury 4 л.с. SailPower

    Двигатель - 2-х тактный подвесной мотор - Suzuki 2,2 л.с.

    Бортовая сеть 12 В от автомобильного аккумулятора 60 Ач

 

 

 

 

Все вещи были упакованы и отправлены 19 июля Деловыми Линиями в г. Архангельск. Процесс отправки и упаковки мы полностью проконтролировали на складе Деловых Линий. Итого получилось около 600 кг и за это с нас взяли 10000 рублей. Сами мы сели в плацкартный вагон и тронулись с Ладожского вокзала 25 июля 2015 года. Предварительно я договорился с водителем машины из г. Мезень, о том, чтобы он нас встретил и довёз до Мезени взяв нас и 5-6 кубов груза весом в 700 кг. Тот дал добро. По приезду в Архангельск мы были жутко удивлены, мало того, что во встречающую машину не влезет и 20% нашего груза, так водитель ещё захотел заработать и взял пассажира. В результате нас четверых с рюкзаками он отвёз на склад Деловых Линий и по пути мы заехали забрали пропуска у пограничников. Когда вывезли наш груз, то к его огромному удивлению он сказал, что это всё к нему не влезет. В итоге после небольших дебатов Паша его убедил в том, что он полностью виноват и обязан нам найти соответствующую машину. Через 2 часа водитель был найден и мы начали загружаться. Около 17:30 26 июля мы выехали со склада Деловых Линий и направились в город Мезень, по пути заехали в супермаркет за продовольствием. Дорога до Мезени составляет около 400 км, из них асфальта примерно первые 70-80 км от Архангельска. Далее идёт грунтовка. По пути расположены неплохие кафе, в которых можно нормально пообедать. Около 4 утра 27 июля мы были в Мезени и приступил к сбору катамарана. В машине поспать нам нормально не удалось, поэтому собирались не быстро, т.к. без сна мы были уже сутки. В Мезени мы собирались на пристани, место неплохое, однако с приливом и отливом начинают из Каменки ходить непрерывно паромы из которых выходит по 20-30 пассажиров и практически через одного задаётся одни и те же вопросы: что в бочках? куда собрались? а дальше идут попытки уберечь нас от задуманного и предложение пойти лучше по реке. В итоге после третьего парома, как только кто-то из пассажиров приостанавливался и только хотел задать вопрос, мы начинали следующую речь: "Идём на Канин, прогноз погоды знаем, спутниковый телефон есть, в бочках продукты, рыбачить не планируем". Около обеда подъехали пограничники и проверили наши документы. В итоге мы в полусонном состоянии к 7 вечера были полностью собраны и ждали прилива. Стих ветерок и оставшиеся 2,5 часа ожидания были отравлены безумным количеством комарья.


Дорога в Мезень

р. Мезень

отлив у р. Мезень

р. Мезень в отлив

Катамаран

Полная вода

Вода стала прибывать и мы не заметили, как наш катамаран всплыл. Надо было выходить, мы завели мотор и вышли. Решили, что после почти 2 суток без сна надо встать на более менее нормальное место и выспаться. Так и сделали, мы перешли на другой берег, там нашли хорошее место и заночевали. Прошли около 3 км, встали не доходя д. Каменка. Около полудня мы встали, светило солнце. Стас сходил за грибами, поэтому на обед у нас были свежие грибы. Мы пообедали, искупались, сообщили в МЧС, что встали на маршрут, и вышли, взяв курс на мыс Конушин. Река Мезень в устье изобилует мелями, поэтому курс в навигатор по фарватеру мы проложили заранее и без проблем вышли и из реки. Погода стояла отличная, был практически штиль. По прогнозу к утру поднимался ветер, поэтому переход в 150 км нам надо было сделать до обеда 29 июля. По берегам рос лес. Он плавно переходил сперва в лесотундру, а потом в районе Неси уже и в тундру.

 


Первая стоянка

 


Котик

Устье реки Мезень

Мезенский залив

На борту

Тайга

Тундра

Шли мы 2 вахтами по 2 человека по 4 часа. На вахте 2 часа рулил один человек, а другой был на подвахте. Потом менялись местами. Около 5 утра начало задувать, нам оставалось около 50 км. Волны по начало не было, потом стала появляться. В итоге через 2-2,5 часа уже отчётливо появились барашки и высота волны была около 1,5 метров. Периодически попадались отмели с глубиной до 1-1,5 метра, и находились в 20-30 км от берега. В итоге около 11 утра мы подошли к Конушинской косе и зашли в залив, который она образует. Был отлив. Поэтому катамаран достаточно близко к берегу дотащить не удалось. Около 150 метров пришлось таскать вещи. У нас была дилемма где встать, т.к. опасались того, что в сильный ветер с севера в полную воду вода будет перехлёстывать через косу. Но проанализировав ситуацию, решили, что в это время года нам такое не грозит. Около 1 км от нас стояли двое рыбаков из Чижы в рыбацкой избе. Пообщавшись с ними про перекат волн через косу, они подтвердили, что осенью это происходит практически постоянно, но сейчас боятся не стоит. Тем самым ветер крепчал и перевалил уже за 18-20 м/с, палатки приходилось укреплять дополнительными валунами. Мы пообедали, приняли ZyGrib, который на 3 дня не предсказывал ничего хорошего и спокойно легли спать.


Конушинская коса

Залив

На отливе

Побережье

Тундровая растительность

Побережье

Конушинская коса

Изба

Изба в тундре

Ближе к вечеру мы проснулись и занялись обычной рутинной работой: костер, еда и т.д. Потом пообщались с рыбаками, которые на следующий день уехали. 30 июля ветер продолжать дуть с такой же силой. С утра пораньше решили искупаться, правда купание продолжалось недолго, вода была не больше +7....+8 градусов. После обеда пошли гулять. Так пролетел ещё один день. 31 июля я с Пашей пошли прогуляться, пройдя несколько км по тундре, мы наткнулись на жуткие заросли ивняка, скорость передвижения по ним не превышала 1,5-2 км/ч. Желание идти вглубь материка быстро отпало. Тут начал достаточно быстро спускаться туман, мы уже подходили к лагерю, как увидели в море нечто похожее на мачту. Позже выяснилось, что это был катамаран В. Ракитина. Ребята поменяли курс и пошли на нас. Мы обменялись рукопожатием и вместе попили чаю. Я заодно расспросил Вадима про его поход на Лену-Таймыр. На следующий день к обеду ребята взяли курс на юг. В наши планы входило двигаться дальше на Север. Ветер стал немного стихать. В итоге решено было выходить с приливом. Кстати о приливах в этих краях. Издалека они не кажутся чем-то большим. Однако при прогулке по берегу во время осушки нам показалось, что высота прилива не менее 8 метров на Конушинской косе. А самое важное для мореплавания - это то, что они сопровождаются довольно сильными течениями.


Диплом

На дозоре

В избе

 


Катамаран В. Ракитина

 

В итоге около полуночи с 31 июля на 1 августа мы вышли. Вахту начали с той, на которой остановились в прошлый раз с учётом пройденного времени. Обогнув Косу мы довольно быстро попали на очень сильные течения, порой на полном газу у нас скорость падала до 1,5-2 км/ч. В то время как на полном газу по спокойной воде скорость составляет около 13 км/ч. Ближе к обеду добрались до Шойны. Заехали туда докупить некоторое продовольствие и договорились о 20 л бензина, т.к. на переходе до Конушинской косы мотор съел почти в 2 раза больше, чем планировалось. Бензин брали по 80 р за литр.

 


Вторая стоянка

 


Маяк рядом с Шойной

посёлок Шойна

Мотоцикл для Северных пустынь

Побережье за Шойной

Солнце сквозь облака

Начинаются холмы

Выйдя из Шойны, мы взяли курс на устье р. Песцовая. Погода стояла хорошая. Около 20 вечера 1 августа мы причалили к планируемой стоянки. Сразу же отзвонились в МЧС об успешном достижении контрольной точки маршрута. Дров на стоянке было тьма. Был полный отлив, поэтому около 4-5 часов ушло на дежурство и постоянное подтаскивание катамарана. После начала отлива мы легли спать. На следующий день мы занялись постройкой бани. К вечеру мы надули надувную лодку, поставили туда маленький движок и опробовали работу агрегата. Заодно сходили на лодке вверх по реке и пополнили запасы пресной воды.


Недалеко от р. Песцовая

Закат на Севере

Катамаран и море

Наш лагерь

Гора

Устье р. Песцовая

Хорошая рыбалка способствовала желанию доделать баню и вечером попариться. Погода стояла отличная, однако в море на расстоянии 4-5 км сперва появился один корабль, потом второй, а потом их было около пяти. Мы сперва не могли понять, почему они стоят, к вечеру стало всё ясно, вдуло далеко за 20 м/с и корабли, по-видимому держащий курс в сторону Новой Земли и Карских Ворот, прикрылись Канинским полуостровом и пережидали непогоду.


р. Песцовая

Рыба

Моя палатка

Море

Снасти

р. Песцовая

Устье реки в отлив

Тузик

За персной водой

 


Тузик

 

К вечеру мы наконец дождались бани и пошли париться. Хорошо напарившись, мы сразу бежали в море купаться. Хотя конечно и происходило это всё в ветер 20-25 м/с и моросящий дождь при температуре воздуха не больше +8 градусов. Три часа пролетели незаметно и хотелось лечь на боковую. Однако перед сном мы обычно накидывали дров в костёр столько, чтобы не приходилось с утра разжигать. В такой ветер мы решили закинуть в костёр около 10-12 брёвен длиной метров 6-7 и в диаметром от 30 до 40 см. Что интересно, в 7 утра от этой горы дров тлели только угольки. На следующий день мы решили прогуляться по реке песцовая вверх, судя по карте в нескольких километрах был водопад. Я, Дима и Паша пошли по долине реки, а Стас остался у лагеря.


В долине реки

Берега реки

Водопадик

Пройдя 2-3 км стали появляться скальные выходы и небольшие водопады. Однако спустя 1,5 км мы обнаружили красивейший водопад высотой около 13 метров. Поднявшись ещё немного вверх, ребята быстро разделись и помчались купаться. Температура воды составляла 10-11 градусов, что было теплее, чем в море.


Водопад

Ступень водопада

Купание

После мы решили пройтись дальше, залезть на гору, и оттуда уже напрямик пошли к лагерю.


Скала

Каньон реки

Озёра

Придя в лагерь, наш сдал приятный сюрприз - Стас истопил баню. Мы, не задумываясь, пошли в неё. Опять всё по старой программе: напариться и в море. На следующий день ветер продолжался, мы решили прогуляться на озёра. Увидели там лебедей и огромные стаи гусей.


Скала

 


Озёра

С утра, 5 июля, погода была отличная. Мы собрались, дождались прилива и вышли около 16 вечера. По планам было идти на о. Моржовец. Через несколько часов погода поменялась, всё заволокло туманом и нас ожидала холодная и сырая ночь на переходе. К утру опять погода наладилась, мы причалили у Конушинской косы, в течении часа поели, размяли ноги и двинулись дальше на о. Моржовец.

 


Третья стоянка

 


Север Канинского полуострова

Отбой

Берег

У Конушинской косы

о. Моржовец

Морской котик

Около 21 вечеру, 6 июля мы встали на о. Моржовец. При подходе обнаружилось сильное течение, скорость на моторе заметно падала до 3-4 км/ч. Также наблюдалось обилие морских котиков. В итоге мы запарковались и начали ставить лагерь. Спустя некоторое время мы поднялись прогуляться, на острове были огромные поляны спелой морошки. Мы вдоволь ей объелись и легли спать. На утро мы встали, искупались, и решили набрать каждому домой 6 л банку морошки. Ближе к вечеру задача была решена. Прогноз погоды на завтра был отличный и решено было с приливом около 4 утра выходить. Стас остался у лагеря, а мы пошли прогуляться по острову. Набрели на заброшенную военную часть и различного рода укрепления времён ВОВ. По пути набрали грибов и пришли к лагерю около 22. Около полуночи решили покемарить 2-3 часа перед выходом.


Побережье о. Моржовец

Галька

Закат

Морошка

На отливе

Побережье

Морошка

Укрепления

Военная часть

7 июля около 4 утра мы вышли. Вода была как зеркало. Днём появился ветерок. На мысе Воронов нас на 16 канале запросили пограничники, взяли наши координаты и номер судна, и пожелали счастливого пути. Погода стояла отличная. Шли вдоль Зимнего берега Белого моря. Попадалось огромное количество медуз. Я раньше представлял Зимний берег Белого моря как что-то довольно дикое. Вопреки моим ожиданиям мне показалось, что это место населено даже больше, чем июньская Ладога. Через каждые 500 м стояли тони и это тянулось на протяжении почти 150 км. Наблюдалось довольно большое судоходство. Около 20 вечера спустился очень сильный туман, видимость не была выше 30-40 метров. Мы сразу взяли курс к берегу, чтобы уйти с судового хода, т.к. не имеем РЛС и не сильно желаем, чтобы нас переехал какой-нибудь сухогруз. В 200-300 м от берега ждала другая засада - это бесконечные сети. В итоге было решено, что надо искать место и чалиться. Так и поступили.

 


Четвёртая стоянка

 

 


Северная часть Горла

 

Буквально через час началась сильная гроза. Она продолжалась около 4 часов. Я проснулся около 5 утра весь мокрый и в воде. Выяснилось, что потекли все швы у тента палатки, зато с днищем было всё в порядке. И палатка превратилась в бассейн. Я разжёг костёр и решил просушиться, дождь прекратился. Потом встал Стас и ушёл в лес за грибами. Через несколько часов мы уже жарили подосиновики. Около обеда решили выходить. Поднялся ветер, пришлось идти против волны. Местами проскакивали 1,5 метровые волны. Около 20 вечера решено было вставать, т.к. ветер усиливался и волна поднималась, а район мыса Зимнегорского не очень богат бухтами и приходилось выбрасываться на песок. Высадка на песчаный пляж знакома мне с Обской губы, где приходилось выбрасываться и отчаливать не менее 10 раз в достаточно большие волны. Основная опасность состоит в том, что приходится проскакивать участок с перепадом глубины, где на длине в 50-100 метров волны становятся короткие, ломаные и могут возрастать в 2 и более раз. Даже при 1,5 метровой высоте в море, на мелях это волна бывает доходит до 3 метров и выше, заливает очень сильно со всех сторон. Бывало, что барашки волн перехлестывали кокпит и очень прилично заливали. Здесь главное держать лодку чётко перпендикулярно волнам, т.к. если развернёт, то мало не покажется. Но выбора не было, идти дальше с наступлением темноты и усиливающегося ветра было ещё хуже. В итоге выбрали место стоянки, взяли мористее, и не спеша, сделав 2 круга рядом с выбранным местом, проанализировали ситуацию. Далее, благодаря слаженным действиям экипажа мы без проблем преодолели этот накат и ушли на мелководье. Там высота волны сильно спала и мы спокойно зачалились.

 


Пятая стоянка

 


юг Горла

В районе мыса Зимнегорский

Стоянка

Двинской залив

 


Закат

Причалились мы около 21 вечера 8 июля. Темнело, мы ушли далеко на юг и о белых ночах нам только снилось. После разгрузки катамарана мы принялись ставить лагерь, а Стас, как обычно, пошёл за грибами. Лагерь был поставлен, костёр горел и вот уже мы чистим грибы, чтобы пожарить. Ветер начал усиливаться и мы очень порадовались, что приняли решение вставать. Поужинав, легли спать. На утро проснулись, ветер завывал, но ближе к часу дня стал стихать. Решено было пообедать и выходить. Выход в такой накат дело непростое. Опять же пригодился опыт Обской губы. Стратегия обычно такая: четвером выводится катамаран на глубину 60-70 см, там где еще не смывает человека волной. Дальше один залезает в катамаран, а трое его держут, заводится мотор, прогревается, дожидается нужная волна и потом по команде даётся полный газ и одновременно с этим сперва запрыгивает первый, потом второй и третий. Если немного замешкаться, то может выйти чревато, а именно, закинет волной назад и с очень большой вероятностью, помимо того, что зальёт, так еще может поломать транец мотора. Решение было принято, поэтому мы собрались и подготовились к выходу - из одежды на нас были только кольца и цепочки. Вывели катамаран на требуемую глубину, завели мотор, дождались на короткое время затишья, дали полный газ и медленно набирая скорость прошли участок с большими волнами и вышли на глубину. Дальше взяли курс на о. Мудьюг.

 


Шестая стоянка

 

Шли довольно шустро, на попутном ветре скорость была около 12-13 км/ч. Периодически скорость поднималась до 14-15 км/ч. Около 23 вечера 10 июля в сумерках зачалились на о. Мудьюг. Стас опять порадовал нас грибами. Однако закончилось растительное масло, а он вегетарианец последние 1,5-2 года. Он не мог представить себе грибы, которые пожарены на сале (которого было взято с запасом). Но голод переборол убеждения и Стас сломался :) Пообедав грибочки с картошкой, мы легли спать. Было уже около часа ночи. Через 2 часа был подъём и около 4 утра мы вышли в Архангельск.

 


Седьмая стоянка

 

Шли по судовому ходу, причалились рядом с ЖД мостом. Отзвонились в МЧС о благополучном завершении маршрута. Разобрались за 5 часов, сдали груз в Деловые Линии, а сами поехали на вокзал, чтобы успеть на вечерний поезд. 12 июля мы были уже дома.


речной вокзал

ЖД мост

Теплоход

Антистапель

 


Вещи

Пройдено по генеральному курсу 820 км, сроки прохождения маршрута: 27 июля - 11 августа

Hosted by uCoz