Вернуться к оглавлению

ПРЕДЫСТОРИЯ И ПОДГОТОВКА

Идея посетить сакральный остров Вайгач возникла у нас в октябре месяце 2010 года. С этого момента и началась подготовка к данному мероприятию. В конце осени уже была набрана команда, которая состояла из трёх человек. Теперь главной целью встало решение ряда важных организационных вопросов - это заброска и выброска, а также необходимость уложиться в месячный срок. С первым, в целом было понятно, а вот второе и третье сильно зависило друг от друга. Теперь поподробнее..... По заброске рассматривалось пять вариантов:

1) Заброска груза и членов команды самолётом в г. Нарьян-Мар.

2) Заброска поездом в Воркуту и дальше заброска автомобилем до района о. Левдиев по новой строящейся трассе Воркута-Яры.

3) Заброска самолётом в пос. Амдерма.

4) Заброска поездом до г. Лабытнанги и оттуда аренда автомобиля УРАЛ до устья Байдарацкой губы.

5) Заброска поездом в Воркуту и дальше заброска вездеходом до р. Каратайка

Исследуя более детально вопрос по заброске выяснилось, что вездеход от Воркуты будет стоить порядка 90 тыс.р. - вариант дорогой и не обеспечивает желаемую гарантию, поэтому его мы сразу откинули. Далее был отброшен вариант с Байдарацкой губой, т.к. в районе устья р. Байдараты (куда могли довезти автотранспортом) губа слишком мелководная и не факт, что мы вообще там смогли бы стартовать. До глубины порядка метра необходимо было пройти расстояние чуть менее 10 км. Также выяснилось, что порядка 20 км трассы Воркута-Яры до сих пор недостроено, поэтому вариант заброситься по этому маршруту также был исключён. Оставалось два, примерно равноценных варианта. Однако совершенно очевидно, что выбор пал на Нарьян-Мар, т.к. с ним ежедневное авиасообщение, нет проблем с закупкой продуктов и топлива, да и цены не Амдерминские, как впоследствии выяснилось. В результате было твёрдо решено, что забрасываемся через Нарьян-Мар. Далее был проштудирован вопрос с возможность заправки газового баллона в Нарьян-Маре. Оказалось, что в квартирах там газ, а вот заправок газовых баллонов нет и везут туда баллоны из Усинска по зимнику Нарьян-Мар - Усинск. Тогда мы созвонились с Мариной, пограничницей, знакомой нам по плаванию 2010 года на Новую Землю и попросили по возможности дать контакты людей, кто бы мог помочь решить этот вопрос. Она дала нам телефон, я созвонился с человеком и через месяц нас уже ждал 50л баллон газа в Нарьян-Маре (других туда не возят). К слову сказать, никаких денег организатор этой доставки брать не хотел от нас в Нарьян-Маре, вот он Север! Не то что столичные города..... В начале января в первый день продажи билетов НордАвиа мы сразу же купили три билета в Нарьян-Мар. Теперь пришло время задуматься о выброске. Очень удачно я зашёл случайно на сайт ОАО "Газпром" и увидел информацию о том, что запущена во временную эксплуатацию железная дорога "Обская-Бованенково" с регулярным пассажирским сообщением. Эта новость нас сильно порадовала. Я позвонился в ОАО "Газпромтранс" - дочерняя компания ОАО "Газпром", которая осуществляет всю логистику компании. Ответ был таков, что чтобы нам разрешили проехать по этой ЖД, необходимо послать письмо на имя зам. ген. директора ОАО "Газпромтранс" с просьбой разрешить проехаться по ЖД. К слову сказать с частными лицами они не работают, только с юридическими. В ближайшие несколько дней было письменно отправлено письмо с просьбой рассомтреть возможность нам проехать по данной ЖД. Образец письма:

 

 

 


 

 

 

Через пару месяцев был дан ответ, что они не возражают и предложили заключить договор на перевозку, оплату предложили произвести по факту, после окончания экспедиции и приезда домой в течении 30 дней. Отмечу, что проезд по линии Бованенково-Обская (около 500 км) вне зависимости от километража стоит около 14 тыс.р. за плацкартный билет и около 20 тыс.р. за купе. Груз они согласились доставить бесплатно. Более того, они любезно предложили абсолютно бесплатное передвижение по Бованенково (были готовы выделить автотранспорт) и проживание там. В результате с выброской всё вырисовывалось: у нас был основной вариант выброски - это вахтовый пос. Бованенково. Для этого необходимо было подняться вверх по реке Мордыяха порядка 130 км из Байдарацкой губы. Сперва нас сильно волновала возможность по ней подняться, т.к. в августе река могла обмелеть, однако созвонившись с компетентными людьми на Бованенково, они мне объяснили, что там проведены дноуглубительные работы и постоянно ходят баржи, так что для нас никаких проблем подняться не будет. Таким образом, длина нашего маршрута составляла с данной выброской около 1200км, что за месячный срок было более чем преодолимо и всё шло по плану. Также мы проработали два запасных варианта выброски - это Амдерма, и возможное возвращение в Мезень с увеличением срока плавания примерно на 10 дней. Так же был рассомтрен прошлогодний вариант с Усть-Карой, однако забегая вперёд скажу, что в Амдерме мы поняли - этот вариант крайне ненадёжный, и вездеходы туда приходят раз в 2-3 недели. Хорошо, что туда в 2010 году не пошли с Новой Земли!

Теперь предстояло решить вопрос с заброской всего снаряжения в Нарьян-Мар. Оказалось, что заброска самолётом крайне непростой способ. Первое, что необходимо было иметь - это сертификаты на возможность безопасной авиаперевозки на все опасные грузы, которые перевозились (мотор, бензогенератор, газовый баллон). Мы остановились на компании ВИРТранс. Подготовку к перевозки я начал за 3 недели. Я поснимал все топливные шланги в моторе и бензогенераторе, и выставил на балкон на недельную просушку и проветривание. В это время получил все необходимые сертификаты по безопасности авиаперевозок от местных дилеров. Далее... Несмотря на то что ВИРТранс является грузоперевозной компанией, тем не менее груз также летит на пассажирском самолёте и есть вероятность, что в том же, что и полетим мы. У нас было желание эту вероятность приблизить к 100%. Я позвонил в ВИРТранс и они сказали, что вряд ли чем смогут помочь в этом вопросе. Тогда было сделано следующее, я послал письмо к ним от ЭЦ "Арктика" от имени РГО, чтобы посодействовали экспедиции. К нашему удивлению через 2 дня они мне перезвонили, и вопрос с этим был решён. Единственное, что они попросили, это позвонить в НордАвиа и предупредить, чтобы те зарезервировали 500 кг на наш рейс. В НордАвиа это сделали без труда. За неделю до вылета у меня забрали груз и отвезли его на склад. Отмечу, что аиацией я перевозил такой груз впервые, и оперативность работы, а также отношение к грузу на порядок выше, чем у любой ЖД или авто комерческой компании. Правда и цена составила порядка 35 тыс.р. за 350 кг с учётом забора груза и страховкой снаряжения на 0,5 млн.р. Более того, увидев письмо от ЭЦ "Арктика" менеджер ВИРТранс помог нам, и опасный груз провёл по обычным накладным в итоге мы не переплатили 11 тыс.р. Что удивительно, груз оформленный как опасный, никак не упаковывается, а лежит точно также с обычный, просто разница только в том, что клиент платит больше.

Одним из важных вопросов при планировании продолжительных переходов - получение прогноза погоды. Новоземельский опыт был хорош (получение смс в нескольких контрольных точках), однако хотелось большего. В результате было решено использовать ГРИБ файлы для получения прогноза. Для этого было скачено необходимое програмное оборудование и настроен спутниковый интернет по Иридиуму. Кратко о программе: с её помощью появляется отличная возможность сразу из неё получать GRIB файлы (погодные файлы), и на основе её в очень удобном интерфейсе извлекать информацию о погоде от 3 часов и до 7 дней вперёд. Также есть возможность выборочно закачивать информацию, т.е. можно запросить самые минимальные параметры для прогноза, такие как: ветер и давление и т.д. Тогда, например, в квадрате 500 на 500 миль и сроком на 36 часов (через каждые 6 часов) сформируется запрос на погодный сервер, причём размер полученного файла при таких требованиях составит не более 10кб, что вполне актуально при использовании спутникового интернета Иридиум. В результате, после скачивания файла, можно получить достаточно достоверный метеорологический прогноз и его проанализировать. Имхо, это чрезвычайно актуально при планировании продолжительных морских переходов. К слову сказать, точность прогнозов, полученных с помощью данного метода приближалась к 85%, а это очень хороший показатель.

Пропуска мы оформили заранее, и я, будучи в командировке в Архангельске, без проблем их забрал. Страховку оформили в знакомой нам Первой Страховой компании, а также информировали местное отделение МЧС о нашем мероприятии, которое готово было оказать любую необходимую помощь в случае возникновения внештатной ситуации.

Перед вылетом нас ждал удивительный сюрприз, сдавая оружие в аэропорту мы зачем-то сказали, что везём ещё сигнальные патроны, они были в отдельной коробке, в результате у нас их отобрали, т.к. они были запрещены к перевозке. Не скажи мы тогда, они бы приняли их как обычные патроны и не было бы никаких проблем получить их при прилёте. А так мы лишились сигнальных средств, которые как оказалось купить в Нарьян-Маре не местному невозможно.

В результате 6 июля в 10 утра Boeing-737 взлетел в Пулково и с промежуточной посадкой в Архангельске приземлился в 14:30 в Нарьян-Маре.

 

 

В заключении участники экспедиции хотели бы выразить огромную благодарность:

- за помощь и пристальное внимание в процессе подготовки экспедиции, за постоянное курирование экспедиции в рамках специального организованного штаба экспедиции во время её проведения, Почётному полярнику России, Чукову Владимиру Семёновичу;

- за спонсорскую поддержку фирму ООО "Сателлит Телеком", которая предоставила средства спутниковой связи.

- за спонсорскую поддержку фирму "Снаряжение", которая предоставила экспедиционное снаряжение.

 

Hosted by uCoz