Отчёт по походу Таймыр-Ямал 2012

Сроки проведения похода: 02 июля - 12 августа 2012 года

Цель похода

Основной целью похода было желание пройти максимально возможно на Север Таймырского полуострова и при очень благоприятных условиях попробовать пощупать южное побережье Северной Земли. Вариантов бюджетного старта вообщем-то было немного - это г. Норильск. С финишом тоже особого выбора не было, либо п. Хатанга, либо г. Лабытнанги. Первый вариант достаточно дорогостоящий в связи с чем был выбран вариант выброски из г. Лабытнанги.

 


 

Подготовка к походу

Основным требованием к маршруту похода было наличие четверых человек, что требовало увеличения размеров катамарана и объёма поплавков. Тем более Тритоновские поплавки от Тайфуна не лучшим образом зарекомендовали себя в предыдущем походе. Таким образом, осенью были заказаны новые баллоны у Романтика длиной 6,5 метров и общим объёмом 3,3 куб. м. С новыми баллонами появилась возможность увеличить размеры кокпита на 65 см в длину, что и было реализовано. Ниже приведены ТТХ катамарана "Мурман" после модернизации 2012 года. Также была необходимость обеспечить возможность дозаправки бензина на маршруте. Единственное место где это было возможно - это п. Диксон. За зиму благодаря помощи Чукова В.С. нам удалось договориться о том, чтобы зимой по зимнику была доставлена 200л бочка с 92 бензином.

ТТХ ПАРУСНО-МОТОРНОГО КАТАМАРАНА "Мурман"

    Тип лодки - парусно-моторный катамаран.

    Диаметр поплавков (в миделе) - 0,65 м.

    Длина поплавков - 6,5 м

    Объём поплавков - 3300 л.

    Габаритная ширина - 2,6 м.

    Пассажировместимость - 4 чел .

    Высота мачты - 6.5 м.

    Площадь парусов (10,5 кв.м. общая):

    Грот - 7,5 м2.

    Стаксель - 3 м2.

    Двигатель - 4-х тактный подвесной мотор - Mercury 4 л.с. SailPower

    Бортовая сеть 12 В от автомобильного аккумулятора 60 Ач

 

 

 

 

Забрасываться в г. Норильск решено было таким образом: сперва доезжали до г. Красноярск, а оттуда Теплоходом до г. Дудинки, откуда уже автомобилем до г. Норильска. Нам этот вариант показался наиболее бюджетным, хотя лететь до Норильска самолётом было не сильно дороже. Но первый вариант привлекал ещё возможностью посмотреть Енисей. В итоге 20 июня был отправлен катамаран со всем барахлом до Красноярска. Стоимость составила 15000 рублей за 460 кг груза. У меня в накладной стояло, что катамаран должен прибыть в Красноярск 2 июля. Однако мне позвонили 29 июня и сказали, что катамаран уже прибыл. Это не могло не радовать, т.к. теплоход на Дудинку у нас отходил 6 июля в 7 утра и задержка с грузом для нас означала как минимум 10-12 дней наслаждения красотами Красноярска в ожидании следующего теплохода. Билеты на теплоход были приобретены в марте, стоимость по маршруту Красноярск-Дудинка в 4-х местной каюте составила 7000 рублей на человека. Итак, 3 июля мы стартанули с Ярославского вокзала на поезде до Красноярска. Путь этот занял ровно трое суток. Погода стояла за 30 градусов, поэтому в поезде было душновато. Днём около 14 часов 6 июля мы прибыли в Красноярск. Там мы взяли машину и поехали получать груз, после докупили все необходимые продукты и около 20 часов были на теплоходе. Стоит заметить, что на теплоходе за дополнительные 300 рублей с человека разрешается ночёвка до утра. За провоз всего снаряжения с нас взяли около 4000 рублей.


железнодорожный мост через Енисей

р. Енисей

Вид на Красноярск

С утра, 6 июля, мы проснулись, но к нашему удивлению мы стояли на месте. Потом выяснилось, что отплытие задержали из-за огромного смога, горела тайга. В итоге около 11 утра пароход тронулся.


Енисей

В районе Казачинского порога

р. Енисей в районе г. Лесосибирск

К вечеру мы были у г. Лесосибирск. Примерно пройдя 300 км спал смог, до этого видимость была нулевая. По пути в теплоходе познакомились с путешественниками из Кемерово. Ребята в составе 6 человек почти каждый год ходят на парусном катамаране (СибКат) по маршруту Норильск-р.Пясина-Диксон-Дудинка. Итак последние лет 10.


Енисей, район Ярцево

В районе Бора

В районе Бора

Пролетели первые сутки, шли вторые. По мере продвижения на Север, пейзажи менялись, высота деревьев уменьшалась, а Енисей становился всё шире


Енисей

Енисей

Енисей

И вот мы уже подходили к Туруханску - место ссылки Великого Вождя. Прошли место, где Енисей сужается до узкого горла, шириной в 300 метров


Енисей

Енисей

Енисей

Прошли Туруханск, посмотрели на впадающую Нижнюю Тунгуску. День становился длиннее и ночь практически исчезла. Интересно отметить, что в некоторых посёлках, где стоял теплоход, вообще отсутствовали причалы, и пассажиров подвозили и увозили к теплоходу на моторках


Енисей

Енисей

Енисей

И вот на траверзе появилась Игарка, а это значит что осталось всего несколько сотен километров и мы в Дудинке.


С теплохода

Берега

Игарка

Спустя 3,5 суток мы подходили к Дудинке около полуночи, это было вечером 10 июля.


На подходе к Дудинке

Дудинка

Портовые краны

При выходе с теплохода всех проверяет Погранслужба и милиция, т.к. Дудинка является закрытый город. Всех ребят проверили, а меня милиционеры попросили пройти в каюту. Я спросил в чём дело, выяснилось, что на этом теплоходе должен был плыть какой-то подозреваемый, которого планировалось задержать и он оказался мой однофамилец. После пятиминутной беседы меня также отпустили и мы принялись разгружать наши вещи из Теплохода. На верху у дороги нас уже ждал автомобиль, который готов нас был везти в Норильск. Что интересно, ежегодно вода поднимается в половодье в этом месте на 10-15 метров, поэтому портовые краны стоят достаточно высоко. Местные рассказывали и о подъёмах воды в 25-27 метров.


Краны

Судно Норникеля

Пристань

Около часа ночи 11 июля мы отъехали из Дудинки и около 4 утра были в Норильске, преодолев при этом 150 км. Последние 40-50 км по пути в Норильск начался ГМК Норильский Никель. Вот это масштабы Советской эпохи! Завод длился на протяжении десятков километров. В округе была полностью выжженная земля, рядом с заводом не росла даже трава. В Норильске мы заехали на заправку и купили около 270 л бензина. Была ночь и на улицах было безлюдно, только стоял шум от бесконечных погрузок и разгрузок завода. Из норильска мы двинулись в сторону г.Талнах для поиска места стапеля.


Центральная площадь Норильска

Норильск

Завод Талнаха

С точки зрения стапеля - мест нормальных нет. Нашли только местечко между гаражей на р. Норилка у моста между г. Норильск и г. Талнах. Основная проблема была в том, что через реку проходила высоковольтка и провода висели достаточно низко. Мы решили собирать катамаран без мачты, и поставить её на другой стоянке. Перекусив 2 банки шпротов на четверых Я, Володя и Саша приступили к сбору катамарана. Вадим поехал в Норильск докупить оставшееся продовольствие. Пока собирали катамаран к нам подошёл очень калоритный братан весь в золоте. Когда узнал о нашем маршруте, сразу дал свой телефон и сказал будут вопросы, всё решу. Даже на Диксоне готов всё решить. :) Около 8 утра задул сильный ветер с порывами до 20-25 м/с. Собирать катамаран на таком ветру было неприятно, но пришлось. В итоге к 7 вечера и с 2 перекусами по 20 минут мы собрали катамаран и стащили его на воду. Далее пошла погрузка. Около 8 вечера мы отзвонились в Таймырский МЧС, сообщили о выходе на маршрут и вышли. Пройдя около 20 км в этот ветер по реке и выйдя в озеро Пясино мы решили, что надо швартоваться, т.к. волна на озере короткая и достаточно высокая (более 1,5 метров). Да и ветер усиливался. Вдобавок к этому мы уже 2 суток не спали и надо было выспаться и набраться сил. Кстати озеро Пясино имеет размеры примерно 70 км на 20 км и там нередки достаточно сильные шторма, которые могут разгонять большие волны. О коварстве озера нас предупреждали местные, и действительно, озеро как будет написано дальше сполна проявило своё коварство.

 


Первая стойнка

 


Плато Путорано

Изобилие лиственниц

Впадение р. Норилка в оз. Пясино

На следующий день встали около 10 утра. Ветер не стихал, а только усиливался. Решено было пообедать и выходить. В итоге около полудня мы вышли во встречный ветер, скорость на моторе была около 7-8 км/ч. Высота волны около 1-1,5 метра. Но волна была озерная и очень неприятная. Шли вахтами по 2 часа. Около 8 вечера ветер стал заходить и мы последние 20 км пролетели с попутной волной, местами волны были более 2 метров. Войдя в р. Пясина мы сразу ощутили мощь попутного течения, оно местами доходило до 18 км/ч. В первой же заводи мы встали и поставили мачту. Заняло это у нас около 1,5 часа. Потом мы отчалили и пошли дальше, по берегам реки была привычная нам по окрестностям Норильска лесотундра. Пройдя ещё около 15 км на таком течении мы встали на стоянку.

 


Вторая стоянка

 

 


Изобилие лиственниц

 

На следующий день, 13 июля мы вышли около 10 утра. Ветер не стихал, а только набирал обороты. Весь день мы шли на моторе против ветра со скоростью 6-7 км/ч, местами скорость падала до 4 км/ч. Погода была отвратительной, сильный штормовой ветер в перемене с дождём. Прошли мы в итоге за весь день около 140 км. Кустарник по берегам после р. Дудыпта полностью закончился и началась голая тундра. В итоге причалили мы около 4 утра 14 июля рядом с рыбачей избой. Забегая вперёд скажу, что на реке Пясина примерно через каждые 150 км имеются р. Избы, вообщем это и были места привязки наших основных стоянок на ней. Говорят на ней ещё отличная рыбалка. Я познакомился с одним красноярским путешественником, он часто ходит на моторной лодке по реке, выходит в море и идёт в сторону мыс Челюскин. Ходит в одиночку. Так вот про рыбалку на Пясине он мне говорил так: если клюнет нельма или муксун меньше 6-7 кг, выкидывай их, это не рыба, нормальная от 10 кг идёт :)

 


Третья стоянка

 


Катамаран

р. Пясина в 200км ниже по течению

р. Пясина в 200км ниже по течению

Встали мы около полудня и к 13 дня вышли. Ветер не стихал, в итоге опять шли достаточно медленно, но после 3 дней ветра примерно в районе 20 вечера ветер стал стихать. Мы порядком вымотались и около 23 вечера 14 июля встали, пройдя около 110 км. Начали разводить костёр, я решил поколоть щепки, но решило это сделать сидя. Первый же удар топором пришёлся на большой палец. Вчера я говорил Вадику, что его топор туповат, сейчас я был безумно рад, что забыли наточить топор, иначе бы пальца не было. Топор остановился на кости. Саша сделал мне перевязку и кровь удалось остановить. Правда состояние было не очень, немного помутнело. На ужин был долгожданный жареный Чир.

 


Четвертая стоянка

 

Наконец погода наладилась и к 15 июля сутра был полный штиль. Около 10 утра мы вышли. В планах было идти сутками, оставаясь только на короткие перекусы на берегу и чтобы размять ноги, т.к. мы достаточно много времени потеряли из-за погоды. Стоит отметить, что ниже 450 км на Пясине начинается глушь, Норильские рыбаки ездят примерно до 450 км вниз по течению.

 


Пятая стоянка

 


р. Пясина

Обрывы

Снег

По берегам у рыбаков периодически (раз в 150 км) появляются мерзлотники, где они хранят рыбу. Как-то раз подошла к нам моторка и попросила позвонить, мы дали, те поговорили с родными сказали спасибо и уехали. Примерно через полчаса нас догоняют эти рыбаки и кидают нам в катамаран 2 муксуна килограмм по 6 и ногу оленя в знак благодарности. Вот такие замечательные люди населяют те края


Балок

Пясина

река в Тундре

Пясина

Пясина в 500 км ниже по течению

Обрывы
По пути решили срезать часть реки, пройдя по протоке Иголкина. Периодически встречались очень сильные мели, но потом нащупали глубину и ушли по ней.


Обрывы

Гуси

Обрывы

Усть-Тарея

Гуси

Обрывы

После почти 350 км перехода решили к вечеру 16 июля встать в районе Избы. Был полный штиль и гигантское количество комаров. Если подойти к баллонам катамарана, то не было ни одного квадратного сантиметра, где бы не сидел комар. В итоге мы быстро поели, причём делали это ходя вокруг костра и легли спать в палатку. Увидели выпрыгивающего морского зайца, ощущалось приближения моря. С утра 17 июля вышли дальше. Первые 1,5 часа невозможно было находится на катамаране, была туча комарья, прибавление газа на моторе совсем не решало проблему. После дунул ветер, и комары быстро исчезли.

 


Шестая стоянка

 


Небо

Снег

Вид с кормы катамарана

Шли до самого вечера, по пути попадались многотысячные стада оленей, огромные толпы гусей, а также отроги гор Бырранга. К вечеру небо стало ясное, но поднялся ветер, поэтому решили встать и завтра со свежими силами выходить в море.


Проясняется

Пясина

г. Бырранга

Вечереет

Рядом с Карским морем

Катамаран

На следующий день, 18 июля, встали, дует очень сильно, но решили выходить. В планах было дойти до Шхер Минина. В итоге шли во встречный лобовой ветер в 15-17 м/с на моторе со скоростью 6-7 км/ч. Очень долго выходили из Пясинского залива, постоянные мели сильно осложняли ситуацию. Около 2-3 часов ходили зигзагом, чтобы нащупать глубину, в итоге эхолот показал метр, потом 1,5, потом 2 и мы взяли прямой курс на Шхеры Минина. Волна крепчала, и приходили барашки по полтора метра, в рубки сильно бросало. Потом ещё зарядил дождь. В итоге около 2 часов ночи дошли до запланированной цели (Зимовье Песцовое). Поели и легли спать.

 


Седьмая стоянка

 


Зимовье

 


Берег

В обед, 19 июля вышли дальше. Погода была хорошая. Решено было идти до упора, пока даёт погода.

 


Восьмая стоянка

 


Шхеры Минина

Первые льды

Развалившееся зимовье

20 июля с утра около 4 утра решили причалить пообедать, в бухте появились первые льды


Зимовье

Снег по берегу

Снег

В районе полудня мы были на полярной станции мыс Стерлегова. Нас там очень тепло встретили, приготовили обед и предлагали баню, однако мы торопились вперёд на Север, поэтому посидев 2-3 часа в тёплых людских объятиях решили пойти дальше. На полярную станцию мы передали комплект спутникового оборудования от Сателлит-Телеком. Минут на 30 полярники полностью сконцентрировались на этом оборудовании, пытаясь спешно позвонить домой


Берег

Катамаран на отливе

Полярная станция

Табличка

Сторожила

Метеооборудование

Погода стояла тёплая, около +18. Полярники рассказали, что впервые за 25 лет они видят такой ранний отход льда. Обычно это происходит на 2 недели позже. Мы прогулялись до р. Ленивая и посмотрели на их рыболовные хозяйства. Неподалёку послись олени, которые выходят летом к морю, спасаясь от гнуса. Так же рядом бродили и белые мишки, со слов полярников, каждый день по несколько штук приходит.


Куропатка

река Ленивая

река Ленивая

Приливы там не сильные, около 1 метра. Мы понимали, что такая погода тут редкость и надо уходить, т.к. нормального укрытия для судна здесь не найти. Да и хотелось попытаться пройти дальше, учитывая то, что море было свободно ото льда.


Берег

река Ленивая

река Ленивая

Около 16 вечера 20 июля пошли дальше, в планах был архипелаг Норденшельда. Примерно к 20 вечера, не доходя до Эклипса, стали появляться отдельные льдины в стороне берега. Очень много стало появляться миражей, периодически то слева, то справа возникали острова. Потом они пропадали. Мы стали брать мористее, однако через пару часов пришлось уже лавировать между льдин. Пройдя в таком режиме ещё около 5 км, мы оказались довольно сильно зажаты во льдах и не наблюдалось на горизонте, куда можно было выйти. Самое неожиданное для нас оказалось то, что льдины изнутри довольно острые и представляют и себя огромное множество заострённых кусков, торчащих в разные стороны. Всё это расположено под водой. Глубина, на которую уходили льдины, достигала 2-3 метров. Мои представления о гладком льде и достаточно простой возможности (при наличии лебёдок) вытащиться на лёд быстро развеялись. Вдобавок к этому стоит отметить, что и высота льдин доходила до метра. Непонятным осталось для меня, как вытащить лодку на лёд и при этом не повредить баллоны, даже при наличии лебёдки. Этот вопрос для меня до сих пор остаётся открытым. Но благо был полный штиль. В итоге решено было по старой дорожке вернуться назад, и через 3 км мы вышли на открытую воду. На льдинах попадались моржи. В итоге мы взяли курс на острова Каминского, там и решили заночевать. К материку подойти не было никакой возможности, было сплошное ледяное поле льда. В этом районе мы обнаружили самую холодную воду на всём маршруте, температура воды опускалась до -0,7 градусов

 


Восьмая стоянка

 


Первые льды

Миражи

Моржи

Одинокий морж

Острова Каминского

Острова

При подходе к острову поднялся сильный туман, но ветра практически не было. Нам пригляделась бухточка куда мы и решили встать. Тут случился очень неприятный инцидент. Володя с Вадиком спрыгнули с катамарана и пошли на разведку. Оказалось, что в 200м есть прекрасная бухта, решили переставиться. Вадик запрыгнул на катамаран, а Володя решил пройти 200м по суше, да и ружьё не стал брать, всего-то, только переставить лодку. Я не стал настаивать на оружии, о чём впоследствии пожалел. Мы завели мотор и отъехали от острова на 70 метров, и тут глохнет мотор. Пытаемся по очереди его завести, без шансов. Поднимается ветер и нас начинает уносить в море, а один человек на берегу остался. У меня мурашки по коже проскользнули, т.к. виноват в этом инциденте был полностью я, нельзя было даже на чуть-чуть расслабиться, Арктика наказывает жёстко и беспощадно. Ветер начал усиливаться и нас всё сильнее отдаляло от острова. Мы выбросили в срочном порядке якорь и попытались завести мотор. Опять безуспешно. В итоге решили открутить свечу, продуть и поставить на место и наконец-то нам повезло и мотор завёлся, и мы благополучно дошли до соседней бухты. Но потрепал нам этот инцидент нервы довольно сильно. В итоге поставили палатку и приступили к трапезе. После обеда пошли спать, но перед сном решили окунуться в Карском море в воде -0,5 градуса. На этом острове у нас была практически самая длинная днёвка за весь поход, около 20 часов :) Прогноз по льду тоже ничего хорошего не давал, впереди был сплошной лёд, поэтому решено было возвращаться обратно. 22 июля около 8 утра вышли в сторону Диксона. По пути встречали много уток, периодически были льдины. Зашли также опять на полярную станцию Мыс Стерлегова, где удалось увидеть и сфотографировать медведицу с медвежатами.

 


Девятая стоянка

 


Берег острова

Паруса

Льдины

Утки

Ледяные поля

Эхолот

Ледяные поля

Медведи

Медвежата

К вечеру 23 июля были на Каменных островах, пройдя в вахтовом режиме около 270 км. Погода располагала и шли почти всю дорогу в слабый ветер, последние 40 км выдались ветреные, поэтому разогнало волну до 1-1,5 метра. По прогнозу следующий день был хороший, но к утру 25 июля ожидался подъём ветра. Поэтому решено было на Каменных островах только переночевать и выйти на прямой морской переход до Диксона длиной в 110 км.

 


Десятая стоянка

 


У Полярной станции

Каменные острова

Катамаран

У Полярной станции

 


Катамаран

С утра 24 июля вышли на Диксон. Погода была хорошая, по прогнозу ветер должен был подняться в самом конце перехода, по расчёту за 10 км до Диксона. Переход в целом был несложный, однако последние 30 км вдуло очень сильно и скорость упала до 6-7 км/ч. К Диксону подходили, когда уже всё море было в барашках. Тем не менее 25 июля около 13 дня мы подошли к Диксону (встали рядом с посёлком в отличной бухте, потом переставились в посёлок). Там мы пополнили свои запасы топлива и провизии. Ветер крепчал и решено было перебраться на остров Диксон (Аэропорт) и там переждать непогоду. Решение было правильное, там мы нашли отличную бухту. К вечеру задувало за 20 м/с. Стоит отметить, что цены в магазинах на Диксоне раза в 2-2,5 раза выше, чем на материке. Но сотовая связь присутствует. Самолёт летает раз в 2 недели в Норильск, стоит около 10 тыс.р.

 


Одиннадцатая стоянка

 


Диксон

Улица

Высотное здание посёлка

Пожарная часть

Разруха

Фасад посёлка

Пожарная часть

Разруха

Фасад посёлка

С утра 25 июля мы услышали рёв пропеллеров самолёта. Самолёт готовился на взлёт. Стало ясно, что погода налаживается, иначе бы добро на взлёт не дали. Потом получили прогноз по спутниковому телефону и действительно, ветер к ночи должен был стихнуть. Было решено выходить и двигаться в сторону Енисейского залива, а оттуда по погоде в Обскую Губу. Ещё предстояло пройти около 1500 км, а времени на это было всего 2,5 недели

 


Двенадцатая стоянка

 


о. Сибирякова

Ночное солнце

о. Сибирякова

Вышли после обеда, был приличный накат, около 2-2,5 метров, но постепенно стихал. Взяли курс на о. Сибирякова. Погода стояла отличная. около часа ночи были на о. Сибирякова. Там отзвонились в Таймырский МЧС о благополучном прохождении маршрута в их районе и передали эстафету Ямальскому МЧС. Стоит заметить, что Таймырский МЧС сильно настаивал на наличии страховки. Ямальский МЧС сказал, что им страховка по барабану и в любом случае при нештатной ситуации они вылетят совершенно бесплатно. Думаю это связано с тем, что региональный бюджет на душу населения ЯНАО в разы превосходит бюджет Таймыр. Это отражается во всём. На Таймыре всё очень сильно запущено в то время как на Ямале почти любая, даже самая далёкая деревня или село выглядят как конфетка. Там мы перекусили и через 1,5 часа вышли дальше. Но только начали отходить и завели мотор, мы пропустили большой накат, нас подняло и поставило на ногу мотора, пластмассовый транец не выдержал и разлетелся на кусочки. Мотор пошёл на дно. Произошло это на глубине около метра. Мотор был привязан и нам удалось без проблем вытащить мотор. Плавника на острове было предостаточно и мы без проблем нашли необходимую доску и сделали из неё транец. Ремонт занял около часа. Новый транец показался даже более прочным, чем предыдущий. Выйдя в море взяли курс на остров Неупокоева до которого было около 80 км. К обеду 27 июля мы причалили на остров перекусить. Отливы там небольшие, но подход очень мелкий. Незаметив ухода воды в 10 см мы осохли и нам не стащить было катамаран. В итоге срочно приступили к разгрузке катамарана и накачиванию катков. Примерно 300 метров и около 2 часов мы волочили катамаран пока вышли на нормальную глубину. Вот так вот далась на еда. :) Ближе к вечеру мы вышли с острова и взяли курс на Тазовский полуостров. Встали чуть южнее мыса Скуратова около полуночи


Тазовский полуостров на Севере

Речка

Ночное море

К вечеру 27 июля начало раздувать, но мы решили выходить. Всю ночь шли против 1,5 метровой волны, в рубке бросало очень сильно, но к обеду ветер стих. К вечеру причалили. На следующий день поднялся ветер, вышли, прошил всего около 10 км и сломало перо руля, вынуждены были приставать к берегу. Ветер крепчал и нагнало очень много воды. К полудню 29 июля ветер стих и вода ушла, пришлось около 100м протаскивать катамаран, чтобы добраться до воды. Решили выходить и идти, поднялся сильный попутный ветер, волну разогнало до 2 метров, шли около 7 часов на такой волне, к вечеру встали в районе Тадебеяхи.

 


Тринадцатая стоянка

 

на следующий день поднялся ветер, вышли, прошли всего около 10 км, и волной сломало перо руля, вынуждены были приставать к берегу. Ветер крепчал, и нагнало очень много воды. Мы решили вставать. Ночью я проснулся оттого, что весь мокрый. Оказалось, что вода прибывает и волной налило в катамаран воды. Последний комплект одежды и спальник были насквозь мокрые. Я позвал ребят и мы на катках вытащили катамаран. Пришлось использовать принцип Г.А. Ушакова, который он широко использовал в экспедиции на Северной Земле - я сушил одежду на себе. Около 12 часов пришлось спать практически в воде. Да и на улице было не выше +8. Отогрелся и высушился в итоге у костра около полудня, как прекратился дождь. К обеду 29 июля ветер подстих и вода ушла, пришлось около 100м протаскивать катамаран, чтобы добраться до воды. Решили выходить и идти, поднялся сильный попутный ветер, волну разогнало до 2 метров, шли около 7 часов на такой волне, к вечеру встали в районе Тадебеяхи. Там появились местные оленеводы, которые приехали пообщаться. Но тут меня ждал ещё один сюрприз, при швартовке я подскользнулся и улетел в воду, было неглубоко, но единственный сухой комплект одежды пришлось сушить по-новой.

 


Четырнадцатая стоянка

 


Берег

Море

Олени

Пару слов про рыбалку в обской губе. Она не могла не радовать, за 6-8 часов удавалось поймать прилично рыбы. Попадалась в основном горбуша и омуль. Для меня лично наличие горбуши в Обской губе было большим открытием, т.к. на Белом море она была искусственно разведена в 60-х годах прошлого века, и то что она дошла до холодных вод Карского моря было неожиданно. Стали появляться кустарники, и морошка. Правда на она была ещё зелёная.


Олени с оленеводом

Холмы

Чум

Цыеты

Озеро

Берёзы

Закат

Луна

Облака

Ветер дул ещё 3 дня. Вообще с ветрами в Обской губе оказалось всё в порядке и за изобилие штилей на Карском море мы получили в Обской Губе сполна. За 2 недели было только 2 спокойных дня. От Тадебеяхи ещё было 2 стоянки до Тазовской губы. Достаточно хорошо отработали схему выбрасывания на песок на сильной волне, также и отработали схему отхода на катамаране на таком сильном прибое. проблему осложняло то, что мы стремительно двигались на юг, а это приводило к уменьшению светового дня, приходилось идти практически в любую погоду максимально используя световой день. В итоге 2 августа мы пересекли Тазовскую губу и встали на мысу около полуночи. Погода стояла отличная и она способствовала рыбалке. В тундре была уже спелая морошка и метровый кустарник. И это притом, что какие-то 200 км на север только начали появляться карликовые берёзки и ивы.

 


Пятнадцатая стоянка

 


Обрывы

На севере Тазовской Губы

Тазовская губа

Закат

Караван судов

Стоянка

На входе в Тазовскую губу наблюдалось интенсивное судоходство, практически каждые 2-3 часа проходил караван судов. Как впоследствии выяснилось - суда везли грузы для строительства автодороги в Антипаюту и освоения новых месторождений. К вечеру опять задуло, решили выйти, однако скорость против ветра была не более 3-4 км/ч и пройдя 8 км встали переждать. На следующий день погода успокоилась и мы двинулись дальше. Следующая ночёвка была в районе Ныда. проходя Ямбург сумели воспользоваться сотовой связью. После ночёвки пошли дальше. Была отличная погода. Потом постепенно всё затянуло тучами. Мы шли далеко от берега, около 20 км. Мы потеряли фарватер и наткнулись на мель, стало темнеть и всё затянуло чёрными тучами. И вот тут началось, видимость упала до нуля, полил сплошной дождь, и потом на протяжении 3-4 часов беспрерывно сверкала молния. Казалось, что она бьёт в 30-40 метров от катамарана. Идти было невозможно, т.к. даже в 20 км от берега глубина была около 0,5 м и руль цеплял дно. Да в добавок к тому было около полуночи и на 68 параллели уже было темно даже ночью. Решено было сбросить якорь и пережидать грозу в море, надеясь, что по нам не попадёт. Через 4 часа гроза утихла, мы перекусили и завалились спать. Проснулись днём от того, что сильно колбасит. В итоге разогнало волну, но радовало то, что фарватер был в 500м от нас. Далее пошли по буям. Ветер дул около 10-12 м/с, поэтому передвигались со скоростью 6-6,5 км/ч

 


Шестнадцатая стоянка

 


Обрывы

На севере Тазовской Губы

Тазовская губа

Сухогруз

Ямальский берег

Ямал

Пройдя около 100 км мы встали переночевать. Полуостров Ямал в районе Яр-Сале нас встретил настоящими Ямальскими берегами - сплошной няшей. Хотя высота приливов до сюда доходила в 20-30 см, но этого хватило. Разгрузка катамарана для того, чтобы поставить лагерь заняла более полутора часов. Хотя от катамарана до берега было всего каких-то 30-40 метров, но пройти приходилось так, что каждый шаг погружался примерно по колено в няшу. Это дорогого стоило. Ходили в основном по якорной верёвке, это хоть как-то снижало глубину погружения сапог в няшу. Иногда пройти 30 метров до катамарана занимало до 3-4 минут. Измотались прилично. С утра вышли около 9 утра и первый час на ходу отмывали катамаран от грязи.


Чумы

Чумы

Обь

Чумы

Обь

Закат

Пройдя ещё около 170 км мы решили заночевать 8 июля в 40 км от Лабытнангов с расчётом, чтобы в 7 утра выйти, т.к. 9 июля был пятница и сдать багаж в Желдорэкспедицию возможно было только до 16:00. Потом ЖДЭ закрывалась до понедельника. Начиная от предпоследней стоянки мы встречали много рыбаков, посёлков. Жизни кипела. Местное население в тех краях поддерживается властями довольно сильно. Оленеводы имеют хорошие моторы с лодками, спутниковые телефоны, импортные снегоходы. Цивилизация дошла и до сюда - из ЧУМов во все стороны смотрели телевизионные антенны. Посёлки Ямала очень сильно отличаются от посёлков Поморья или Средней полосы. Фасад Ямальских деревень скорее напоминает Скандинавию. Большинство фасадов домов отделаны в яркие красочные цвета. Столица округ задаёт тон, о чём свидетельствуют фотографии Салехарда. Правда и жильё там недешёвое, однокомнатная квартира в Салехарде стоит не дешевле Московской, хотя средний заработок по региону в 2-2,5 раза выше. На последний переход мы вышли в 7 утра и в 12 дня были на стапеле у порта в г. Лабытнанги. Разобрались рекордно быстро и в 15:55 багаж был сдан в ЖДЭ. Дальше осталось только осмотреть достопримечательности Салехарда.


Чумы

Моторка

Порт г. Лабытнанги

Салехард

Салехард

Салехард

Салехард

Мост-ресторан

Жилые кварталы

Салехард

Салехард

Салехард

Правительство ЯНАО

Стелла

Гостиница Юрибей

Музей авиации

ЖД вокзал Лабытнанги

Поезд

Таким образом пройдено по генеральному курсу 3150 км, сроки прохождения маршрута: 11 июля - 09 августа

Hosted by uCoz