Кратко о постройке лодки

Идея постройки большого катамарана у меня возникла довольно давно, примерно в 2010-2011 годах. Но на тот момент не было места, времени и много чего остального для начала реализации проекта по строительству катамарана. Этот вопрос было решено отложить до лучших времён, а пока заниматься постепенной модернизацией имеющейся лодки. У меня было понимание того, что, многократная модернизация имеющейся лодки всё равно не позволит сделать из неё полноценное обитаемое судно с достаточным уровнем комфорта, позволяющее совершать 2-3 суточные автономные переходы. Более того, постоянная модернизация обходится значительно дороже, чем строить лодку с нуля. Несмотря на то, что постоянные усовершенствования имеющегося катамарана на самом деле только оттягивают время для постройки новой лодки, тем не менее, есть другая положительная сторона медали – можно потренироваться “на маленьком” и наработать необходимый опыт для постройки более большого судна. Так или иначе, решение о постройке большой лодки мной было принято ещё в 2011 году, но взялся я за неё в начале 2016 года. Примечательно, что закончил я заниматься модернизацией старого катамарана только в 2020 году. Итак, когда появилось место для стройки лодки, я стал думать над концепцией новой лодки. Началось всё с задач и целей, для которого нужно было сделать обоснование строительства. Кратко требования к новой лодке я сформулировал так:

- автономная обитаемость экипажа на судне не менее трёх суток, которая подразумевает наличие не менее шести (а лучше восьми) спальных мест на борту

- возможность полноценного обогрева каюты и кают-компании

- сравнительно большая мореходность для каботажного плавания

- возможность приготовления горячей пищи на борту

- разборность, которая позволяет транспортировать судно авто, жд и авиатранспортом

Очевидно, что выставленные мной требования на лодке размерами меньше 9х4 м реализовать невозможно. Стало ясно, что лодка должна иметь длину не менее 9м, что неизбежно влечёт за собой вес судна не менее тонны. Чтобы не изобретать велосипед, я стал смотреть на имеющиеся модели, которые могли бы удовлетворить выставленным выше требованиям. Под них подпадает несколько имеющихся вариантов среди “надувастиков”, которые хорошо себя зарекомендовали. Первый вариант - это лодки Ю. Яковлева. Лодки большие, жёсткие, надёжные. Но у них есть очень большой минус – заточены они под гонки и сделать из подобной конструкции обитаемую лодку практически невозможно. Второй вариант – это лодка по подобию СП 50 (Лютый). Она представляет собой большой Альбатрос. Как вариант, можно было бы попробовать масштабировать его. При более детальном анализе этот вариант быстро был снят с рассмотрения, т.к. масштабирование лодки возможно только в определённых пределах. С увеличением размеров существенно растут нагрузки в узлах и на балках, поэтому необходимо менять полностью конструктив. На мой взгляд длина 7-7,5 м составляет предел для масштабированных “Альбатросов”. Можно конечно продолжать масштабировать и дальше, делая лодку больших размеров, но имеется достаточно много примеров, которые ярко демонстрируют, что увеличение размеров судна по принципу “альбатросовского масштабирования” приводит к тому, что вся конструкция начинает рассыпаться задолго до того, когда корабль разменяет первую тысячу километров.

В особых случаях бездумного масштабирования, необратимые повреждения наблюдались сразу же на первом переходе. Стало понятно, что если строить катамаран больших размеров, то без ферменной конструкции не обойтись. Был ещё вариант, который я рассматривал с точки зрения “масштабирования” – это попробовать масштабировать Гандвик. Данный катамаран является вполне удачной конструкцией для своих измерений. Однако, Гандвик – это, по сути, масштабированный Тайфун, и его размеры в 8х3 м, по всей видимости, являются предельными для такой конструкции. Помимо всего этого, Гандвик также не удовлетворяет тем требованиям, которые я обозначил выше. Другой уровень мореходности и комфорта наблюдается на лодке А. Беликова и Д. Козлова, это тримаран “Попандопола”. Пола – конструкция более, чем удачная. И на момент постройки (1993 год) по моему мнению - это была лучшая “экспедиционная” лодка из всех надувастиков. Об этом также свидетельствует то количество походов, которые прошёл тримаран. Поломки были минимальны. Однако, грузоподъёмность тримарана по сравнению с катамараном в 1,5 раза меньше (если это конечно не плот). Кроме того, тримаран всегда имеет крен, что мне лично не очень нравится. Ну и последнее – “Пола” является лодкой на четыре человека, что не удовлетворяет выше-обозначенным требованиям. Очень надёжные лодки проектировал и изготавливал В. Гуськов. Но тримараны “Корсар” предусматривают только голый трамплин. Такой вариант для меня лично не походит. Проведя краткий анализ, я заключил, что на этом на момент 2016 года список больших “крейсерских” надувастиков практически полностью исчерпывался.

Из имеющихся готовых решений, которые хорошо себя зарекомендовали, оставался последний вариант – это Котоярви, сконструированный И. Лукомским. Поскольку я имел опыт хождения на СП50, Вайгаче (Гандвик), а также Котоярви, и мог их сравнить, у меня были определённые представления о том, что я хочу от крейсерского большого катамарана. Обитаемость Котоярви на две головы превосходила две предыдущие лодки, на которых мне удалось походить. У меня было два варианта – это либо городить что-то своё с нуля, либо воспользоваться проверенной надёжной конструкцией. Нетрудно догадаться, что под сформулированные мной требования к судну, наилучшим образом подходит катамаран Котоярви. После долгих размышлений между разработкой лодки с нуля или использовании готового концепта было решено, что не стоит изобретать велосипед, а стоит взять за основу проверенную надёжную лодку и доработать её под свои цели и задачи. Отсюда и родилась концепция новой лодки – это будет конструктивная схема типа “Котоярви”, но в глубоко-модернизированном виде. Решение было принято, оставалось только построить. Дальше было много консультаций с Ильёй по конструктиву, узлам, чертежам и прочим особенностям лодки. За это ему огромное спасибо.

В марте 2016 года я заказал первую партию труб, прутков, листов. У токаря я заказал выточить основные узлы крепления лодки, параллельно я отдал в лазерную резку нарезать мне закотовки из листа. Также были изготовлены U-стремняки. К осени 2016 года у меня были основные трубы (поперечные балки, стрингера, балки второго яруса), а также выточены все главные крепёжные узлы. Дальше встала смежная проблема. Временная мастерская у меня была организована в бытовке, которая осталась от стройки на участке. В ней полноценно заниматься стройкой лодки было невозможно. Пришлось строить мастерскую. Чему, частично, и был посвящён 2017 год. В 2018 году мы планировали пойти на Новую Землю, поэтому все силы были брошены на доработку старого катамарана. Строительство новой лодки было отложено до лучших времён. Почти вся первая половина 2018 года улетела на доработку старого катамарана. Эта доработка опять привела к тому, что пришлось на 60% построить катамаран с нуля. К великому сожалению, на Новую Землю мы так и не пошли. Всё сорвалось. Вновь назрели новые доработки по старому катамарану, чем я и занимался в 2018 году. В 2019 году было много других дел и поэтому не было времени в первой половине года вообще заниматься строительством нового катамарана. В конце августа удалось сходить на старом обновлённом катамаране на неделю на Ладогу. Наконец, в августе 2019 года, руки дошли до железа нового катамарана, которое лежало и пылилось. В конце августа 2019 года я собрал первую ферму. Поставил себе задачу – все выходные до мая я постараюсь заниматься лодкой. Так собралась вторая, третья ферма, потом четвёртая и пятая. В результате за осень был собран основной каркас. В выходные дни января-февраля 2020 года я занимался рулевым. В апреле палубой. К этому моменту С. Новицкий отдал мне внешнюю палатку каюты и кают-компании. В конце апреля пришли рундуки от К. Савенкова. А в августе баллоны от Д. Долгова. Летом я занимался различными узлами крепления рундуков, ветряком, стрингерами, проставками, кормовой лавкой. Также летом в 2020 году мы сходили на старом доработанном катамаране на Ладогу на пару недель (https://photos.app.goo.gl/wjWxAjAHvtJ5ZCGA6). После похода я продолжил заниматься новым катамараном. В следующем разделе следует продолжение.

 


Собрал первую ферму

Центральная часть

Основной каркас кормы

 


Примерка палатки каюты

Основной каркас в сборе

Палуба каюты
P> 


Рундуки

Рулевое

Примерка камбуза

Подготовка к походу

Основной каркас катамарана, баллоны, внешняя палатка каюты, палатка кают-компании, палуба, рулевое, рундуки, ветряк с креплением были готовы к августу 2020 года. Но оставалось за год доделать много всего остального. Подготовку к первому спуску катамарана мы начали в конце августа 2020 года. Был составлен целый перечень работ, которые необходимо выполнить для того, чтобы доделать катамаран, и с минимальным комфортом можно было бы отправиться в поход. Это список включал в себя такие основные этапы как: изготовление камбуза, изготовление X-растяжек, крепление палубы, сооружение двух транцев, покупка мотора, покупка спасплота, установка дистанционного управления мотором, распайка всей электрики, установка солнечных панелей, сооружение и крепление штурвального поста, изготовление внутренней палатки каюты, клейка упаковок, покупка и крепление подкатамаранной сетки, покупка радиостанций и установка датчика эхолота, покупка якорей и фалов, разводка газового оборудования, изготовление бортового гальюна, покупка и установка навигационных огней, доделка рулевого подъёмного механизма и самое главное – регистрация лодки в ГИМС. Понятное дело, что одному за год мне всё было не осилить, учитывая то, что заниматься я всем этим “катамараностроением” мог не чаще, чем 1,5 дня выходных в неделю. Стас, Серёга и Саня вызвались помочь. Серёга и Стас приезжали ко мне почти каждые две недели в течение 10 месяцев. Стас также взял на себя хлопоты с покупкой радиостанций морского и речного диапазона. Саня очень сильно помог с чертежами, особенно с внутренней палаткой, которую С. Новицкий шил по ним, без примерок. Тут стоит отметить, палатка встала идеально. С весны присоединился и Лёха.

 


Гальюн для плохой погоды

Гальюн для хорошей погоды

Солнечная панель

 


Камбуз внутри

Раскладной стол камбуза

Рулевое

 

 


Судовой билет

 

Таким образом, основной костяк команды был собран. Стас с Серёгой настояли на покупке бани и взялись её приобрести. К бане они взяли полок и водогрей. Хотя я сначала скептически относился к этим “ноу-хау”, потом понял, это было самое лучшее вложение. Баню мы ставили почти каждый день. На вторую часть маршрута также присоединился Слава. В апреле мне позвонил Саня и сказал, что по определённым обстоятельствам не сможет пойти. Я предложил Дмитрию Долгову (бессменному руководителю ОКГ “СПЛАВ”, изготовителю баллонов моего катамарана и катамарана “Антарес”) с сыном присоединиться к нам и он с большим удовольствием согласился. Тем более, что мы с ним были лично знакомы и постоянно находились в переписке. Мы обсудили маршрут, детали, и всё шло как по маслу. Но в конце мая позвонил Дмитрий и сказал, что он повредил ногу, у него обострилось воспаление на фоне других проблем со здоровьем, и он не сможет пойти, т.к. с трудом ходит. В середине июня Дмитрий отписался, что пока лечил ногу, подцепил Ковид и попал в больницу. После 22 июня я никак не мог до него дозвониться, на все сообщения была тишина………. Предчувствие было не лучшее, но была надежда. В начале июля, к большому сожалению, оно подтвердилось. Дмитрий ушёл………

В конце июня к нам присоединился Женя с Ирой. Таким образом, команда была сформирована и состояла из девяти человек: Я, Лена и дети. Серёга, Лёха, Стас – из-за работы смогли пойти только на первую половину маршрута. Женя и Ира смогли пойти на весь маршрут. На вторую часть маршрута также присоединился Слава.

В конце июня было почти всё готово, оставалось сделать контрольный надув баллонов, наклеить номера, забрать упаковки и всё аккуратно упаковать. Что примечательно, хотя я и выбрал концепцию катамарана типа “Котоярви”, но по итогам строительства катамарана в моторном варианте, на нём нет ни одного узла или элемента, который бы в точности совпадал с Котоярви. Вот такое получилось интересное наблюдение. Я, Лёха, Стас и Серёга за пару выходных дней с этим справились без особого труда. Третьего июля катамаран в моторном исполнении был полностью упакован и готов к первой перевозки и к первому стапелю.

ТТХ катамарана

Характеристика

Единица измерения

Значение

Длина наибольшая

м

11,25

Ширина наибольшая

м

5,5

Высота борта на миделе

м

0,8

Общий объём поплавков (трёхсекционные, однослойной конструкции)

л

13800

Масса пустого судна с оборудованием

кг

1700

Полное водоизмещение

т

3,0

Осадка судна при полном водоизмещении

м

0,3

Мощность основного подвесного мотора Mercury EFI, L

л.с.

10

Мощность резервного подвесного мотора Mercury Sailpower, L

л.с.

5

Экипаж

чел.

6-10

Число спальных мест в каюте

шт.

8

Штатный запас топлива

л

350

Запас хода на моторе

км

1750

Штатный запас пресной воды

л

130

Газ в баллонах

л

40

 

Электро и навигационное оборудование:

Бортовая сеть 12В. Питание – два АКБ 65 А/ч, с зарядкой от генератора лодочного мотора, ветрогенератора и солнечных панелей 2х50Вт. Также имеется бензогенератор мощностью 1.1. КВт. Потребители: эхолот, навигационные огни, освещение в кают-компании и каюте, фото и видео-техника, ноутбук, планшеты, навигационное оборудование, спутниковый телефон, радиостанции морского диапазона: стационарная Standard Horizon GX-1850 и портативная Icom M-34, радиостанция речного диапазона – Аргут-А35, мызыкальная колонка, различные зарядные устройства, инвертор 12-220В.

 

Спасательное оборудование:

Спасжилеты по количеству членов экипажа+два запасных; бросательные концы; спасательный плот ПСН-10 в морской комплектации (видео в действии https://cloud.mail.ru/public/WYvu/zgog2v8Q2); аварийный комплект, состоящий из герметичной бочки которая, содержит запас питьевой воды (5л), большой спальник-одеяло, продукты, отдельный GPS-навигатор, спутниковый телефон, морскую УКВ радиостанцию, аварийный комплект аккумуляторов.

 


ПСН-10 раскрытый

 


ПСН-10 упакованный, 52 кг

 

 

Электрика

аккумулятор свинцовый 12В, 65 ач – 2 шт.; удлинитель 7м по 5 розеток 220В – 1 шт.; ЗУ для пальчиковых аккумуляторов – 2 шт.; ЗУ для автомобильного аккумулятора – 1 шт.; инвертер 12-220В – 2 шт.; тестер цифровой – 1 шт.; USB разветвитель – 1 шт.; электронасос для баллонов Bravo BST 300 – 1 шт.; электронасос улитка – 2 шт.; музыкальная колонка – 1 шт.; ноутбук – 1 шт.; планшет – 1 шт.; фонарь кемпинговый – 1 шт.; аккумуляторы АА – 8 шт.; аккумуляторы ААА – 8 шт.;

 

Инструмент

ЗИП представлял собой огромный список инструментов: набор ключей рожковых от 5 до 24мм в количестве 3шт каждый, 13 и 17 ключей было по 6 шт.; ключи с головкой на размер 10-27 мм в двойном экземпляре; большой автомобильный набор ключей; набор мечиков и плашек; Набор шестигранников, метрических; Набор шестигранников, дюймовых; Набор часовых отвёрток; набор свёрел (обычных, под 10мм патрон) 3-16 мм по 3 шт.; набор кобальтовых свёрел 4-8 мм; молоток – 1шт.; плоскогубцы различных видов – 3шт.; кусачки –2 шт. ; заклёпочник – 1 шт.; набор плоских отвёрток –2 шт.; набор крестовых отвёрток –2 шт. ; топор –2 шт.; линейка, рулетка, штангельциркуль –2 шт.; ножовка по металлу с полотнами –1 шт.; набор напильников – 1шт.; шуруповёрт – 3шт.; болгарка с набором отрезных кругов – 1шт.; струбцина – 2шт.; тиски малые – 1шт.; набор шкурок наждачных – 2шт.; паяльник с оловом и канифолью – 1шт.; ключ разводной – 2шт.; ключ газовый – 2шт.; ножницы – 2шт.; нож технический – 4шт.; пинцет – 2шт.; валик для раскатки ПВХ – 1шт.; газовая горелка с баллонами – 1шт.; свечной ключ – 2шт.; бензопила – 1шт.; цепь бензопильная – 4шт.; шило – 2шт.; нож технический – 4шт.; лопата – 1 шт.; набор свечных ключей – 1 шт.; набор иголок и ниток – 1 шт.;

 

Расходники

свечи для мотора – 5шт.; запасной винт для мотора Mercury 10 – 1шт.; запасной винт для мотора Mercury 5 – 1шт.; масло для картера – 4 л.; масло для редуктора – 1 л.; масляный фильтр для мотора – 2 шт.; автомобильный герметик – 2 уп.; ацетон – 500 мл; WD-40 – 2 шт.; скотч – 5 уп..; стрэйч-плёнка упаковочная – 2 уп.; трос запасной 7х7 – 5 м.; солидол – 1 уп.; солидол – 1 уп.; шприц для масла – 1 шт.; набор тряпок – 1 шт..; клей для ПВХ – 2л.; набор ПВХ тканей – 1 шт..; огнетушитель автомобильный – 1 уп.; изолента – 5 шт.; набор алюминиевых заклёпок (около 500 шт.); болты D4-D16 различной длины; гайки М4-М12; шайбы М4-М12 различного внешнего диаметра; резьбовые шпильки М8-М16 длиной 1м – по 3 шт.; хомуты d12-d20 – по 6 шт.; около 20 различных типов карабинов, талреп 8,10 и 12 мм – по 4 шт., набор оцинкованных пластин, набор верёвок

 

 

Как родился маршрут

Изначально мы рассматривали разные варианты маршрута. Было лишь одно требование – достаточно простая заброска и не очень сложный регион плавания, т.к. катамаран проходит первое испытательное плавание. Более того, к сезону 2021 не было готово парусное вооружение, и идти планировалось исключительно на моторе. Изначально мы планировали пойти из Медвежьегорска в Онежский залив Белого моря. Тем самым планировалось захватить Беломорканал, который был интересен всем участникам маршрута. Потом, после долгих раздумий решили, что вполне можно стартовать из Петрозаводска. Наконец где-то в ноябре-декабре 2020 года, взвесив все плюсы и минусы, мы остановились на маршруте, который и был пройден.

Так как лодка собиралась впервые, то у меня постоянно было ощущение чего-то забыть при упаковке, даже несмотря на то, что у меня была полностью готова укладочная ведомость, в которой каждый болтик был расписан. Близость сборки с домом (25 км) легко решала эту проблему, я мог спокойно поехать домой и взять недостающую деталь. Поскольку на участке каркас катамарана собирался на ровной поверхности, выставленной по уровню, то мы до конца не понимали, как пройдёт сборка его на неровной поверхности побережья. С этим было связано второе опасение – мы допускали, что при сборке можем что-то погнуть или сломать. Так как при постройке лодки я всегда изготавливал все крепёжные детали больше относительно необходимого количества на 5-25%, то близость к дому также позволяла оперативно решить возможную возникшую проблему (забегая вперёд скажу, что все эти опасения оказались напрасными). Таким образом, эти два фактора и определили место первого сбора катамарана – это был юг Ладожского озера. Дальше оставалось найти хорошее, относительно малолюдное место. Лучше места, чем пляж в районе базы Гавань не найти.

 

Картография, навигация и связь

К походу был распечатан и заламинирован полный комплект Генштабовских карт по всей нитке маршрута. На Беломорканал был взят атлас, который мне любезно предоставил А. Хазацкий. В качестве средств навигации имелось два портативных навигатора Garmin. Спутниковый телефон в этот раз решено было не брать, т.к. мест, где полностью отсутствовала связь, практически не было. Приём прогнозов погоды осуществлялся почти каждый день с помощью программы ZyGrib на ноутбуке.

 

 

Дневник похода

15 июля. Стапель

На заброску и выброску нам нужна была машина, которая сможет увезти катамаран и как минимум 4-5 чел. На эту роль отлично подходила Газель фермер. Примерно за 1,5-2 месяца до старта был найден такой автомобиль и мы согласовали дату и время старта. Водитель Эдуард приехал около 17:00 и мы неспешно начали погрузку нашего шмотья силами четырёх человек (Я, Лёха, Женя и Эдуард (водитель)). К 19:00 подъехал и Серёга со Стасом. Машина была погружена, ребята сели туда, а я с женой и детьми сел в своё авто и мы поехали на берег Ладоги в район базы Гавань на песчаный пляж. Выдвинулись мы от меня около 20:00. Дорога до места стапеля заняла около 45 минут. На пляже было не менее 40-50 человек, поэтому мы постарались уехать подальше, насколько Эдуард смог пробиться по сыпучим пескам. Разгрузка всего снаряжения и перенос на 50 метров к воде с помощью Эдуарда заняла у нас около часа. В районе 22:00 мы организовали лагерь и поставили две палатки и баню. После изнурительной жары (которая в Питере уже стояла третью неделю), и, закончив с переносом вещей, всем без исключения захотелось искупаться. Вода в Ладоге была как парное молоко, хотя ещё неделю назад её температура не превышала 16 градусов. Около 2 часов ночи народ разошёлся спать. Я с Серёгой в районе 3:30 решили, что пора бы приступить к сборке катамарана, тем более, ночью было не так жарко. В итоге к 5 утра мы надули баллоны. Серёга пошёл спать.

Мне спать не хотелось, тут вылез Женя с Лёхой и мы втроём стали запихивать стрингера в баллоны. Это занятие у нас длилось почти до 9 утра. Каждые 30 минут происходило окунание в одежде, т.к. температура воздуха в 7 утра уже перевалила отметку +30. В 9 утра меня, наконец, начало рубить, и я пошёл спать. Длилось это недолго, из-за жары в палатке было спать невыносимо, поэтому около 10 часов, я после принятия водных процедур, присоединился к сборке катамарана. До вечера мы успели собрать основной металлический каркас и уложить фанеру. Была пятница вечер, народ всё пребывал. На километровом пляже уже было некуда упасть яблоку. Народу перевалило за тысячу. Жара не спадала, и мы попеременно за пару дней сбора лодки почти половиной командой схватили солнечный удар. Ввиду большого количества народу, мы решили ночью вахтить по 2 часа. За ночь удалось собрать рулевое, и повесить транцы для мотора. Жара и отсутствие туч заметно усложнили сборку лодки. По самым оптимистичным планам изначально было желание выйти в ночь с 17 на 18. Но из-за жары было понятно, что мы выйдем в лучшем случае 18-го после обеда. Днём 16 и 17-го июля был невыносимый солнцепёк с полным отсутствием ветра и температурой в тени +35. Поэтому самое лучшее место по сборке лодки было - работать под катамараном. Туда вызывались все с большим удовольствием. Место “под катамараном” было также лучшим местом отдыха. Собрав палубу, мы обнаружили, что не установили датчик эхолота. Этот датчик закреплён на длинной трубе, длиной около 1,3 метра. Решено было рыть яму глубиной почти в метр под катамараном, чтобы продеть трубу. Очень пригодилась лопата, которую я взял впервые в поход. Датчик в результаты поставили. В итоге всю субботу, 17 июля, мы прозанимались прикручиванием палубы, установкой рундуков, камбуза, натягиванием тента, установкой сидушек, моторов и различной электрики. К вечеру субботы катамаран был практически полностью собран. Около 21:00 приехали Рязанские во главе с Олегом Тимофеевым разгрузились и начали ставить лагерь рядом с нами. Я же и Олег со своим другом поехали отгонять машины ко мне на участок. Около полуночи мы вернулись, где нас ждал ужин и презент от Олега. Около 3 ночи мы легли спать и в 9 утра 18-го июля продолжили сборку. .

 


Вечерний закат на Ладоге

Разбили лагерь

Второй день сборки

 


Якоря

Повесили моторы

Готовимся к спуску на воду

Главной задачей стояло спустить лодку на воду. Но тут проблем не было, на пляже выстроилась очередь человек в 50 из желающих помочь. Поэтому спуск оказался очень простым делом. После спуска катамарана на воду все эти 50 человек задавали вопрос про технологическую яму, которая осталась от установки датчика эхолота. Им почему-то казалось, что у нас там был устроен гальюн. После 12 часов дня 18 июля мы занимались погрузкой лодки, периодически купаясь. Около 16:00 мы были собраны. Ну и как обычно – это был конец трёхнедельной жары и штиля. Небо начало стремительно затягивать тучами, а нам предстоял переход на восточный берег Ладоги. .

 


Спустили на воду

Готовимся к отплытию

Вид спереди

 


Катамараны Олега и Ко

Мотаем якорный фал

Катамараны Олега и Ко

 

18-19 июля. Ладожское озеро: Гавань-Шурягская бухта (105 км)

 

 

Около 17:00 мы стартовали. Отойдя несколько км от берега, стал подниматься ветер. Поскольку это было первое испытание лодки, решили пройтись 7-8 км вдоль берега, не сильно удаляясь. Прогноз был вполне оптимистичный, и можно было двигаться дальше. Мы взяли курс на Волховскую губу. Этот переход был без вахт, и я решил дойти до Свири на руле сам. Женя, Ира, Стас, Лена и дети пошли спать. А я Серёга и Лёха решили стоять на вахте до самой Свири. В Свири было запланировано сделать ТО мотора и сменить вахту. Примерно на полпути до Волховской губы начало довольно прилично качать, по прогнозу кругом по берегу было всё в грозах. Решено было находиться от берега в удалении не больше 10 км, чтобы в течение часа при надвигании грозового фронта была бы возможность уйти под берег. Около 2 ночи, когда мы на траверзе в 3-4 км увидели о. Соболец, подстихло и грозовые тучи ушли к нам за спину. Мы взяли курс на м. Шурягский нос и оттуда в Свирскую губу.

 


Оходим

Лена

Поднимается ветер

 

Через час ветер стал крепчать, на горизонте несколько раз видели смерчи, постепенно всё затягивало, и с запада надвигался сильный грозовой фронт. При подходе к Шурягскому Носу ветер уже перевалил за 10-12 м/с, начало штормить, и было понятно, что надо искать место, где переждать непогоду. Зайдя за Шурягский Нос, глубина резко упала до 2-3 м и мы стали двигаться в сторону камышей, потому как по карте там был проход. В это время часть фронта нас догнала, и полил стеной ливень. Одновременно с ливнем крепчал ветер. Первый обход камышей ничего не дал, найти вход в заводь даже со 100м в ливень было нереально. Как вариант, мы рассматривали отстояться на якоре, но в грозу, которая стремительно надвигалась, это делать не очень хотелось. Через 10-15 минут дождь ослабел и мы увидели протоку в камышах. Ширина протоки была в лучшем случае 3-4 ширины катамарана. В такой протоке пришлось заложить три виража в виде английской буквы “S”. Тут конечно без штурвала и руления мотором было не обойтись, не будь этой системы, я бы такие виражи сделать однозначно не смог бы. Из-за камышей показалась заброшенная пристань с кучей коряг и железом. Мы решили туда не подходить и отдать якорь чуть раньше вблизи небольшого участка берега. Я с Серёгой вышел, осмотрелся, место было на редкость поганое, но ничего не оставалось делать, как пережидать непогоду. Все рухнули спать. Через час мы пошли на прогулку и приглядели соседнюю камышевую бухту с куда более удобным подходом к берегу. Мы снялись с якоря и туда переставились. Дождь потихоньку закончился, и гроза ушла в открытую Ладогу. По планам у нас было переждать до вечера и выйти в Свирь. Мы принялись осматривать лодку на предмет каких-либо повреждений. Было обнаружено, что сильно болтались X образные тросы и в некоторых местах прутки. Это, как нам показалось, было связано с тем, что мы забыли всё протянуть после спуска лодки на воду. Уж очень тогда хотелось поскорее выйти.

Тотальный осмотр катамарана и протяжка узлов заняли около 6-8 часов. Забегая вперёд скажу, что после этой протяжки – больше мы ни разу к ней не возвращались, всё до самого конца похода было натянуто также, как мы натянули в “камышах”. Я принял прогноз погоды и он был, мягко говоря, не очень. Ветер СЗ обещали до субботы (а это был понедельник), причём стабильный 15-18 м/с. Для нас, находясь на самом ЮВ Ладоги, СЗ ветер обеспечивал самые большие волны из возможных вариантов. Здесь их нагон около 200 км. Между тем Стас сходил прогулялся и выяснил, что есть вариант попасть в Ладожский канал в 10 км от этого места, если вернуться обратно. Оставалась только главная проблема – 10 км по открытой Ладоге, а также непонятные перспективы входа в канал. К вечеру ветер стал за 15 м/с, кругом периодически сверкало. Мы легли спать, решено было попробовать выйти утром. В 6 утра мы отошли, в целом казалось, что погода вполне нормальная, но выйдя за косу в открытую Ладогу, наткнулись на встречные валы в 2-2,5 м, ветер вновь начинал усиливаться. Мы вынуждены были вернуться. В 11 утра проснулись дети и долго не могли поверить, что мы куда-то выходили. У них был отличный крепкий сон. Чтобы день был прожит с пользой, мы решили поставить баню. По прогнозу с 21:00 до 03:00 ветер должен полностью был стихнуть, и мы планировали выйти в ночь на 21 июля. Но в 21:00, действительно выглянуло солнце, мы стали готовиться к выходу, а через 15 минут затянуло всё сплошняком, резко поднялся сильный порывистый ветер, и началась мощная гроза. От греха подальше решили выпустить молниеотвод. Всё это безобразие продолжалось до 4 утра 21 июля.

 


Раздуло

Ветряк

В камышах спокойно

 


Ждём погоды

 


Камыши

21-22 июля. Новоладожский канал-Свирь (Лодейное поле) (100 км)

 

 

Около 4:30 утра 21 июля мы, наконец, вышли, т.к. наблюдалось послегрозовое затишье. Волны за косой были хотя и пологие, но высокие, впереди было всё затянуто. Чтобы не ломиться против волны, было решено пойти в сторону канала и попробовать найти вход в него. Подойдя к намеченной точке, находясь в 50м от камышового берега, мы не видели никакого входа. Мы сперва тыкнулись в одно место, потом другое, и только метрах в 20-25 у берега при глубине чуть больше 1 м показалась какая-то протока. Её ширина была не более трёх ширин катамарана. По этой протоке мы прошли около 300 метров и вошли в Новоладожский канал в Вороново.

 


Успокоилось

Курс на Вороново

Серёга на вахте

 


Штурвал

Входим в Новоладожский канал

Разводной мост в Вороново

 

Около 6 утра мы подошли у первому разводному мосту. Развод моста должен был быть в 9 часов утра. Было решено спокойно позавтракать, прогуляться и отдохнуть. Лёха занялся рыбалкой. В 9 утра мост развели, и мы взяли курс на Загубье. Туда мы прибыли около 11 утра и до 13 часов также прождали развод моста.

 


Идём по каналу

Распогодилось

Разводной мост в Загубье

 

 


Прошли Загубье

 

 

В районе 15 часов дня мы вышли в Свирь. При входе в Свирь со стороны Ладоги были сильные порывы ветра. Про себя мы подумали – вовремя свалили. На левом берегу пригляделся пляжик и наш катамаран причалил к берегу, чтобы сделать первое ТО мотора. Это мероприятие у нас заняло около 1,5 часов – подвёл новый цепной ключ для масляного фильтра, цепь развалилась моментально, пришлось её чинить. Около 17 часов дня мы двинулись вверх по реке. Мимо проплывали теплоходы, потом были красивые закаты, к вечеру стало темнеть.

 


Судоходство на Свири

Свирь

Бакен

 


Вид на деревню

река Свирь

Разводной мост

 

Чтобы не идти по темноте около 23:00 мы решили причалить на хорошем пляже у Лодейного Поля. Здесь, наконец, сделали нормальную разбивку на вахты. Стас, Лёха и Ира пошли печь картошку. А я, Серёга и Женя пошли спать. Лена с детьми тоже ушли спать. В 3:00 с рассветом нас разбудили ребята, они пошли на боковую, а мы встали за штурвал и направились к Нижнесвирскому шлюзу.

 


Вечереет

Теплоходы на Свири

Темнеет

 

22-23 июля. Свирь (Лодейное поле) – Онежское озеро (160 км)

 

 

Около 5 утра 23 июля мы подходили к Нижнесвирскому шлюзу. Я вызвал по рации диспетчера и попросил заход в шлюз. У нас спросили ТТХ судна и попросили пришвартоваться и подождать около 15 минут. После нам дали добро на вход. Мы зашли, Серёга с Женей скинули четыре кранца на швартовочный борт (надувные катки) и мы пришвартовались. Оператор дал добро на заполнение шлюза и спустя 5-10 минут уже открывались могучие ворота шлюза. Выйдя из него, катамаран взял курс на Верхнесвирский шлюз.

 


Заходим в шлюз

Идёт наполнение шлюза

Выходим из шлюза

 

К полудню мы подошли к шлюзу. Его, к сожалению, быстро пройти не удалось. Около двух часов пришлось ждать. Поскольку мы решили пришвартоваться не у бетонного причала рядом с танкером, а на галечном пляже у берега, про нас забыли. И спустя 1,5 часа, анализируя разговоры диспетчера по рации, я решил напомнить о нашем судне. В результате через полчаса нас отшлюзовали. На вахт заступили Стас и Лёха, а я, Серёга и Женя ушли спать. Ребятам повезло на вахте – дул сильный попутный ветер, скорость против течения была в районе 13-14 км/ч. Благодаря ветру около 20 вечера наше судно подходило к Ивинскому разливу. Там была пересменка, после чего было решено перейти на мозаичные вахты по двое.

 


Вышли из Верхнесвирского шлюза

Ивинский разлив

На вахте

 

К 22 часам всё затянуло, поднялся ливень, Серёга переобулся в поплавок и в нём в одиночку выдержал все испытания погоды, которые продлились не более получаса. Темнело, но вариантов причалить и переждать темноту не было, берега были все в топляке, траве и корягах. Появилась сотовая связь и я позвонил А. Хазацкому и попросил скинуть координаты хорошей стоянки на выходе из Онеги, т.к. он там дважды ходил. Спасибо Александру, он скинул координаты очень оперативно. Потом окончательно стемнело, и деревню Вознесенье мы проходили в полной темноте. Видны были лишь огни, обозначающие судовой ход и освещение деревни. Вблизи Вознесенья оказалось много рыбаков на казанках без каких-либо навигационных огней. Приходилось им периодически дудеть в сирену. Вот ГИМС бы туда направить, подумалось! В темноте идти было достаточно непросто, поэтому решено было, что Женя, Стас и Лёха садятся втроём на носовую палубу, берут рацию и рассказывают, что видят впереди. Каждый отвечал за свой сектор. Тем временем мы прошли Вознесенье и стемнело напрочь. Здесь мы все подумали о хорошем прожекторе, которого явно не хватало. К следующему сезону надо обязательно установить его, подумал я! Попробовали отойти от судового хода, но резко упала глубина, пришлось вернуться обратно. В итоге по дуге со стороны открытого озера стали двигаться в то место, которое нам скинул А. Хазацкий. Около часа ночи мы причалили, это оказался отличный песчаный пляж, длиной более 1 км. Мы зашвартовались и все рухнули спать. Здесь было решено устроить днёвку. Я проснулся около 4 утра от того, что в каюте катамарана жарко. Ещё бы, мы там спали девятером! Я взял палатку, установил её на берегу и там лёг спать дальше. Через пару часов я пошёл искупаться. Была отличная вода, температура её составляла около +18.

 


На пути в Вознесенье

Серёга на вахте

Утро на Онеге

 


Баня

 


Рассветает

 

К 8 утра вылез Серёга и начал ставить баню. К полудню выползли из катамарана уже все. Ира направилась гулять в лес, но ненадолго, две чёрные гадюки быстро подпортили настроение ходить по лесу в шлёпках. Лёха надул лодку и уплыл на рыбалку. К обеду была баня. И мы продолжали около 4 часов банные процедуры. Вернулся Лёха с двухкилограммовой щукой. После бани решили продолжить после банные процедуры под музыку. Погода стояла отличная, комары отсутствовали полностью. На утро было решено выходить и двигаться дальше в сторону Медвежьегорска.

 


Небо

Первы улов

Катамаран

 


Небо

Палатка УП 5

Солнце за тучами

 


Купаниео

Катамаран, вид сбоку

Солнце за тучами

 


Распогодилось

Гадюка

Онега

 

24-25 июля. Онежское озеро (Вознесенье) – оз. Телекино (310 км)

 

 

Я, Женя и Ира встали около 6 утра, искупались. Около 10 утра встали все остальные. Мы быстренько собрались и около 12 часов дня отошли. Поскольку из-за неплановой стоянки в камышах на Ладоге мы потеряли время, решено было идти сразу до Повенца и там шлюзоваться. На борту сварили уху из щуки. Погода стояла отличная, было +22…+24 и полный штиль. По прогнозу после 16 должен был начаться западный ветер, поэтому решено было идти западным берегом в вахтовом режиме по два человека. Часам к 18-19 ветер начал усиливаться, в это время мы были на подходе к бухте Шохша. Там появилась сотовая связь, и мы ещё раз приняли прогноз погоды, и направились на другой берег Онеги, взяв курс на о. Большой Клемецкий. Ветер посвежел, для нас он был боковым. Отойдя около 12-15 км от берега, поднялась волна. Отдельные валы проскакивали под два метра. Ветер дул в районе 10 м/с, наша скорость не могла не радовать, она составляла 15-16 км/ч и редко опускалась меньше 13,5 км/ч. Залив Большое Онего (43) км мы пролетели за 3 часа. Около полуночи я сдал вахту и ушёл спать. К этому времени было темно, поэтому решено было нести ночью вахту троём. За руль сел Стас, Лёха и Женя. Меня разбудили около 4 утра, когда и была пересменка.

 


Отошли

Многочисленные пляжи Онеги

Раздувает

 


Пересекаем залив Большое Онего

Светлеет

Повенецкий залив

 

Чтобы дать ребятам выспаться, мы по светлу вахтили вдвоём с Серёгой. К 11 утра наше судно подходило к Повенцу, где был сделан запрос на шлюзование. Нам дали добро. Оказалось, что 80% шлюзов Беломорканала двойные. Это был для нас неожиданный сюрприз. Но была другая хорошая новость - траффик на беломорканале (далее ББК) значительно слабее, чем на Свири и нас везде шлюзовали без каких-либо проволочек. На входе в ББК атлас не требовали, но он, естественно, был. Летом ночью шлюзуют без проблем. Забегая вперёд, отмечу - стенки всех шлюзов достаточно ухоженные, только в нескольких шлюзах из бетона торчала арматура. С полудня и до 16 вечера мы проходили первые пять двойных шлюзов.

 


Подходим к Повенцу

Получили добро на вход в шлюз

Указатель

 


Пришвартовались

Идёт наполнение шлюза

Шлюзной швартовочный "поплавок"

 

Потом ещё прошли три шлюза и около 22 вечера 25 июля, пройдя девятый шлюз, стали подыскивать место на ночёвку. Дети стали сходить с ума от безделья за полуторасуточный переход и просили включить музыку, чтобы устроить танцы. В итоге остановились при входе в Выгозеро, на озере Телекино.

 


Пришвартовались

Идёт наполнение шлюза

Шлюзной швартовочный "поплавок"

 


Беломорканал

Лена

Идём к следующему шлюзу

 

Там нам подвернулась отличная стоянка. Мы с Серёгой пошли ставить баню. Лена с детьми поели и завалились спать. Стас с Лёхой и Ира с Женей тоже. А мы, начиная с полуночи, занялись банными процедурами. Ночи здесь уже были не такие тёмные, как на Свири. Около двух часов ночи сил на послебанные процедуры у нас не было, и мы рухнули спать.

 


Карельские закаты

Дискотека на борту

Карельские закаты

 

 


У вечернего костра

 

 

26-27 июля оз. Телекино – Сегежа – о. Анзер (300 км)

 

 

Ночью периодически шёл дождь. Проснулись мы около 9-10 утра, собрали три палатки, баню и около 11 утра вышли. Курс взяли на Сегежу для дозаправки топлива. Погода на Выгозере постоянно менялась: то было солнце, то дождь. Около 17 вечера показались на горизонте трубы Сегежского ЦБК и около 19 вечера мы причалились в устье р. Сегежа у автомобильного моста. Там мы вызвали такси, и часть ребят съездила на бензоколонку и в магазин за продуктами.

 


Берега Выгозера

Острова

Карельские пейзажи

 


Выгозеро

Женя на вахте

Выгозеро

 


Полил дождь

Серёга на вахте

Рядом с Сегежой

 

Примерно в 21:00 мы вышли из Сегежы и взяли курс на Беломорск. Прошли пристань Надвоицы, ночи стали заметно светлее, по сравнению с Онегой. Наступила моя вахта с Серёгой. Температура воздуха была чуть выше нуля. Чувствовалось, что мы движемся на Север. Было ясно, но холодно. Тут незаменимым были костюмы-поплавки, в которые мы быстро переоделись. Пройдя реку Нижний Выг, стал подниматься плотный туман. Мы, пройдя очередной шлюз, сдали вахту и ушли спать.

 


Закат на Выгозере

Идем в сторону Надвоиц

Подходим к очередному шлюзу

 


Опускается туман

ББК в тумане

Светлеет

 

Новая вахта попала в очень плотный туман. В протоке беломорканала шириной не более 100 метров при движении посредине не было видно берегов. Туман не отступал на участке последних 2-3 шлюзов. С восходом солнца, туман к 7 утра постепенно рассеялся, и к 9 утра мы подошли к последнему шлюзу. Там мы пришвартовались, и я пошёл к капитану порта оформлять отход в море и получать разрешение на выход в последнем шлюзе ББК под номером 19.

 


Затянуло

Сдём по картее

Затянуло

 


Расходимся в тумане с судном

Туман рассеивается

Строение

 


Утро на Беломорканале

Островочки

Разводной мост

 

Процедура оформления следующая: для выхода из ББК необходимо подойти к капитану порта (не доходя 2 км до шлюза №19 по правой стороне бетонный причал), он проверит все документы (Сделали копию судового билета, прав, проверили наличие радиосвязи морского диапазона, спросили про спасоборудование), после этого без проблем оформили судовую роль и дали добро на выход из последнего Шлюза №19. Для оформления судовой роли попросили судовую печать. Всё мероприятие заняло около часа.

 


Утро на Беломорканале

Островочки

 

 

Примерно в 10 утра 27 июля мы отшлюзовались и вышли в Белое море. С моря дул ветерок и была небольшая волна. Мы решили взять курс между о. Анзер и Кузовами. Хотелось понять, что будет с погодой дальше. Изначально на сегодня обещали штормовое предупреждение, но капитан порта сказал, что его, по всей видимости, перенесут. Я ушёл спать.

 


Выходим в Белое море

Беломорские берега

Утки

 

Женя с Лёхой и Стасом встали на вахту. Через пару часов я проснулся, было ясно, жарко и на море установился полный штиль. Мы, не думая, взяли курс на о. Анзер. Серёга отрубился после ночного шлюзования, не снимая поплавка. На улице было +25. По пути попадалось огромное количество медуз.

 


Кузова

Курс на Анзер

Полный штиль

 


На левом траверзе Топы

Женская вахта

Серёга заступил на вахту

 


Обходим о. Соловецкий

Перекус

Лёха

 


Проходим о. Большой Соловецкий

Нас встречают

Подходим к о. Анзер

 

К вечеру, около 20 часов мы причалили на о. Анзер. После трёхсуточного перехода (с небольшим передыхом на о. Телекино), за который мы прошли больше 600км, дети прилично вымотались от сидения в лодке и последующие два часа носились по острову, как две спущенные лайки с поводка.

 


Природа острова Анзер

Дети

Вечер на о. Анзер

 


Луна

Курган

Белая ночь

 

Улеглись мы все в районе 4-5 утра. Ночь была ясная, но холодная. Температура воздуха была около +2….+3 градусов. На следующий день было солнечно, занимались кто чем. Часть народу собирала мидии, часть ушла гулять по острову. После обеда затопили баню и наши банные процедуры длились до самого вечера.

 


Остатки мидий

Березы острова Анзер

У костра

 


Раннее утро

Костерок разгорелся

Все проснулись

 


На отливе оголяется литораль

Отливает

Катамаран

 


На отливе

Открываются песчаные пляжи

Дети носятся по отливной зоне

 


Паша и Саша

Саша

Паша

 

К вечеру 28-го июля погода испортилась, похолодало, и задул СЗ ветер. На следующий день к ветру добавился дождь. Занимались кто чем – кто спал в палатке, кто гулял. Лёха с Серёгой пошли на озера и наловили окуней. На обед нас ждали жареные окуни и неотъемлемая часть нашего путешествия – баня.

 


Дорога

Потресковшаяся почва от жары

Лес

 


Елочка в лесотундре

Лишайник

Дорога к Скитам

 


Вид на море

цвета лесотундры

Лесотундра о. Анзер

 


Поднялся ветер

Погода портится

Банька

В бане мы просидели до вечера. Попробовали в ней просушить бельё – полностью выстиранный спальник просох за 4 часа. От идеи дополнительной сушилки я сразу отказался, сушить вещи надо в бане. Погода не подавала признаков улучшения, а нам надо было обязательно на следующий день оказаться на о. Бол. Соловецкий. У Стаса, Серёги и Лёхи были взяты билеты на вечерний поезд из Кеми 30 июля. Кроме того, у Лёхи был взят билет в Томск на самолёт на вечер 1 августа из Питера. Сроки поджимали. Также в пути был Слава, и он тоже должен был прибыть на Соловки в первой половине дня 30 июля.

 


Женя возвращается с прогулки

Задувает

Ира

 


Медуза

Изба

Морошка

 


Скит

Морошка и черника

На болоте

 


Вид на озеро

Вид на Скит

Постройка

30 июля о. Анзер – о. Большой Соловецкий (45 км)

 

 

К счастью с утра 30 июля ветер стих, и около 10 утра 30 июля мы смогли выйти. Перейдя пролив Анзерскую Салму, мы столкнулись с очень плотным туманом. Всё было хорошо, пока на эхолоте глубина не стала падать меньше метра и периодически по курсу стали появляться валуны. Тогда я очень сильно подумал, как жаль, что нет нормального карт-плоттера с C-Map картографией (вот и обозначились первоочередные планы по катамарану на будущее). Туман и постоянные мели нас не покидали вплоть до места стоянки. Мы умудрились сесть на камень в 700м от берега в начавшейся отлив при подходе к губе Кислая. Серёга с Женей вылезли из лодки и с помощью мерка смогли стащить катамаран на глубину.

 


Отходим от острова Анзер

 

От

Вид на Скит с воды

Около 14 часов мы причалили к берегу. Нас встретил семейный экипаж, который прибыл сюда на небольшом катамаранчике типа “Тайфун”. Ребята быстро собрались и я с Ирой пошли проводить их на катер. По пути встретили Славу, который прибыл сюда утром. В районе 16 вечера Серёга, Лёха и Стас сели на катер и успешно отправились в Рабочеостровск. С этого момента часть команды поменялась. К нам присоединился Слава.

 


Строение

Вид на кремль со стороны бухты

Памятка, как вязать узлы

 


Слава прибыл

Заливчик и дома

Внутри Соловецкого Кремля

 


Стены Кремля

В уютной бухте

Без комментариев

Следующий день начался с похода в Соловецкую больницу, т.к. у Саши поднялась температура, и его периодически рвало третий день подряд. Мы увидели все прелести островной жизни. В этой больнице нет ничего, метод лечения один: врачи с каждым вопросом звонят в Кемь и узнают, что делать. На безрыбье и рак рыба, поэтому мы настояли на связи с Кемью. После прямой линии с Кемью и при непосредственном участии Лены в лечении Саши, ему стало сильно лучше, к вечеру спала температура и рвота. Что удивляет, если имеются более серьёзные проблемы, там рекомендуют обращаться либо в Кемь, либо в Архангельск. И это при 50 тысячном обороте туристов на Соловках за лето. Между тем лекарства на острове втрое дороже материковых. После всего увиденного мне показалось, что у нас на катамаране с медицинским обслуживанием и медикаментами лучше на порядок, чем то, что мы увидели в Соловецкой больнице. Поскольку Саше стало значительно лучше, я остался с детьми, а Лена с Ирой пошли гулять по острову. На Соловках мы решили попробовать ресторанной пищи, о которой успели соскучиться, и пару раз сходили в кафе на Соловках. К сожалению, цены там за 6 лет сильно изменились, и пару раз пообедать мне вдвоём с ребёнком вышло в 5 тыс.р. К вечеру нас ждал шикарный плов от Славы. Тем же вечером я получил сообщение от Димы Козлова, они ждали нас на о. Малый Медведок в районе Чупы. Мы приняли прогноз, который был благоприятный на следующие сутки, поэтому было решено выходить около полудня и двигаться в сторону о. Малый Медведок. Расстояние составляло около 210 км. У нас в распоряжении были сутки, дальше, судя по прогнозу, на два дня планировался штормовой ветер.

 


Закат

Пришвартовались

Соловецкие берёзки

 


А в море туман

Круизные теплоходы на причале

Появилась сотовая связь и интернет

 


Вид на Соловецкий Кремль с одной стороны

Вид на Соловецкий Кремль с другой стороны

Беломорские закаты

 

 


Наша палатка УП5 от фирмы Берег

 

02-03 августа о. Большой Соловецкий – о. Малый Медведок (210 км)

 

 

Мы вышли около полудня 2 августа. Был слабый ветер. Курс взяли на о. Олений. Погода стояла хорошая. Пройдя с 10-12 км ветер немного усилился, волна не превышала одного метра. Быт на корабле был отлажен, мы шли вахтами – Я, Слава и Женя. Лена с Ирой поили нас горячим чаем, а дети то бесились, то спали. Вахты были по двое, а один отдыхал. К вечеру показались берега о. Олений. Нас догнала туча и периодически поливала. Благо в костюме-поплавке это не ощущаешь. Так мы уже шли вдоль берега.

 


Затягивает

На вахте

Карельский берег

 


На вахте Слава

Вечереет

Смотрим карту

Периодически попадались мели, которые приходилось обходить за несколько километров с моря. Примерно к 22 вечера начало холодать и затягивать всё туманом. Следующие несколько часов шли в очень плотном тумане. Выручала Славина картография, которая показывала все мели. Тут я второй раз подумал о картплоттере с хорошей электронной картографией. Наконец, дойдя около часа ночи до м. Шарапов, я ещё раз взглянул на координаты, который прислал Д. Козлов. К моему удивлению, эти координаты совсем не бились с тем, где они планировали стоять. На дворе были сумерки и сплошной туман. Мы пытались понять, куда нам идти дальше. Я ещё раз проанализировал присланные координаты и увидел, что от Димы пришли минутные координаты с цифрой восемьдесят. Такого не должно быть, минут не может быть больше шестидесяти! Что-то тут не то! Тут стало ясно, он использовал другую систему исчисления координат. Простыми прикидками в уме при анализе соотношений пропорций было вычислено, какие у него реальные координаты в минутах. Для большей точности я стал копаться в своём Гармине, и поменял систему исчисления в итоге мы взяли курс куда надо. Через час мы уже сидели на берегу у тёплого костра рядом с экипажем тримарана “Пола”.

 


Беломорский закат

Вечереет

Тримаран "Пола"

Зачем-то надо было сходить к катамарану, и тут я обнаружил, что мы забыли поднять перо руля и катамаран начал осыхать на руле. С трудом, но удалось выбить из под катамарана рули, которые потом были подняты. Пришлось искупаться почти по грудь в не очень тёплой воде, да ещё и в одежде. Думаю, что я зря беспокоился, можно было спокойно осохнуть на рулях и ничего бы катамарану не было. Тут отдельное спасибо Валерию за такие надёжные перья. К утру всё небо затянуло, и зарядил дождь. Поднялся ветер. Поскольку мы были в уютной бухте, то до нас доносился только шум прибоя, хотя в море было не спокойно. Около 6 утра мы ушли спать. Я проснулся в районе 11 утра 3 августа. Первое, что захотелось в такую погоду – это поставить баню. Чем мы и занялись. Пока топилась баня, мы поочередно ходили на катамаран к друг другу пить чай. Дождь лил весь день. К обеду мы пошли в баню. Для такой погоды это было лучшее решение. Мы парились, купались, снова парились и снова купались………Весь день только этим и занимались.

 


Зашвартовались

На прогулке

Гуляем

 


У моря

Каменюга

Грант заснул

 


Марина

Природа острова Малый Медведок

Саня на качелях

На следующий день поутих ветер и перестал лить дождь. Народ продолжил заниматься банными процедурами. Тем более ребята с Полы угостили нас пивом. К вечеру Слава приготовил целый 15л казан плова. Плов долго не простоял. На следующий день по прогнозу погода ожидалась хорошая, и мы планировали выходить. Пола направлялась в Чупу на антистапель, а мы планировали двинуться дальше в сторону Кандалакши.

 


Наши суда

 

Лена и Грант

05 августа о. Малый Медведок – Красная губа (40 км)

 

 

Вышли мы около полудня. Шли не спеша, фотографировали. Видели несколько белух. Пытались ловить рыбу, но безуспешно. Потом Д. Козлов предложил запустить квадрокоптер и поснимать наши катамараны. Это мероприятие заняло около 1,5 часов. В районе о. Борщовец мы попрощались с Полой, и ребята двинулись на антистапель. Мы же, не торопясь, пошли дальше.

 


Тримаран "Пола"

Он же

Скалы Карельского берега

 


Соседний лагерь

Экипаж Полы

Пола на фоне скалы

 


Грант

Белуха ныряет

Белуха выныривает

Вблизи острова Сидоров было огромное количество народу, сказывалась близость Чупы. Обойдя о-ва Кемь-Луды с моря, мы причалили в губе Красная около 21 часа, разбили лагерь и поставили палатки. Здесь планировалось сделать как минимум две днёвки.

 


о. Пежостров

Проходим о. Сидоров

Свободное времяпровождение

 


Скалистые берега

Идём к островам Кемь-Луды

След от мотора

 


Санька

Появились байдарочники

И катамаранщики

 


Затопленный дебаркадер у о. Кемь-Луды

Где-то дождик вдалеке

Идём на стоянку в губу Красная

Стояла отличная погода. Наконец, появились первые грибы, и пошла рыбалка. В последующие три дня было солнечно, тепло. Мы наловили пинагора, камбалы, попалась даже зубатка. Замариновали и пожарили грибы. К вечеру Слава сделал мидии с лимоном. Место было хорошее, купались все без исключения. Детей с трудом удалось вытащить из воды, и это при воде в +9. 04 августа недалеко от нас встала семья из Москвы на небольшом катамаранчике. Ходили друг к другу в гости.

 


Причалили

Санька шагает

На катамаран

Лес и море

 


На скамейке

Белое море вечером

Оно же

Закат

 


Грибочки

У лагеря

Учимся пилить

Хорошая погода

И ещё много отличных фото с этой стоянки..........

 


Наша бухта

Катамаран

Тишина

Гладь

 


Днём тоже штиль

Лес

Улов

Вода

 


Большой камень

Слава готовит

Грибочки

Вид на бухту

 


Тропинка

Дерево

Отлив

Ещё дерево

 


Очередной Беломорский закат

Икра пинагора

Рыбка

Мидии

09 августа Красная губа – губа Княжая - Колвицкая губа (100 км)

 

 

Около 4 утра с приливом мы вышли в сторону Княжой губы. Там у нас было запланировано на пару часов пересечься с К. Савенковым. Погода была хорошая, было ясно и дул попутный ветерок. Слава, Женя и я поочерёдно менялись местами на руле, таким образом, что на отдых уходит один человек, а двое стоят на вахте. Примерно к полудню мы зашли в Княжую губу, где встретились с командой К. Савенкова. Кирилл любезно нас свозил в магазин, за что ему большое спасибо. После экскурсии на наш катамаран, мы попробовали порыбачить в губе Княжой. Хотя весь экран эхолота был в рыбе, поймать нам так ничего и не удалось.

 


Кандалакшский залив на рассвете

Показались сопки Кольского полуострова

Лагерь Кирилла и Ко

Мы двинулись на Кольский полуостров. Примерно через 2,5 часа мы подошли к берегу. Дул юго-западный ветер, и был накат. Поэтому мы решили пойти в Колвицкую губу, и при наличии хорошей тихой стоянки решено было вставать. Примерно через час была найдена небольшая укромная бухта с песчаным пляжем. Мы двинулись туда. Подвезло, что была полная вода, и нам удалось пристать вплотную к берегу. К нашему большому удивлению, когда отлило, оказалось, что мы воткнулись просто в идеальном месте. Левее и правее катамарана метров по 10 с каждой стороны были огромные отдельно-стоящие булыганы. Высота некоторых экземпляров составляла 1,5-2 метра.

 


Сопки

Дует попутняк

Курс на Кольский полуостров

 


Отливает

Причалили

Грибы пошли

К вечеру мы поставили баню. Ира пошла в лес и принесла целую корзину белых и красных. Плотно пообедав, мы легли спать.

 


Берег нашей стоянки

Банька

Вечерние сопки

На следующий день погода была переменчивая, то лил дождь, то светило солнце. Ира продолжала снабжать нас грибами. Слава приготовил отличную шурпу. Когда все были готовы к трапезе, зарядил ливень. Тут то мы и вспомнили про второе назначение бани – это отличный шатёр. А полок прекрасно выполнил функцию большого стола.

 


К нам идёт дождь

Выглянуло солнце

Соседние сопки

 


Шурпа в казане

Сопку подсветило солнце

Санька

 


Саня позирует

Фото катамарана с кормы

Корма крупным планам

К вечеру приехал Илья Воробьёв со своей командой на двух Альбатросов, и ребята угостили нас копчёной горбушей. Закончив экскурсию на катамаране, ребята ушли рыбачить. К вечеру мы вновь истопили баню.

 


К нам гости

Катамаран Альбатрос

Сопки и облака

 


Команда И. Воробьева

Вечер

Вечерние сопки

 

 


Ребята возвращаются в лагерь

 

На следующий день, 11 августа, были планы идти в Кандалакшу на антистапель. Днём мы гуляли, купались. А около 18 вечера с полным приливом вышли на антистапель.

 


Саня лезет в катамаран

Принятие морских ванн

Дети позируют

 


Катамаран на фоне сопок

Ждём прилива

Пошли на прогулку

11 августа Колвицкая губа - (18 км)

 

 

Отойдя от берега, мы решили попробовать зайти в Колвицкую губу, порыбачить. В устье р. Колвица было огромное количество рыбаков, однако у нас не было ни одной поклёвки. Постепенно небо заволокло чёрными тучами и недалеко от нас начала гроза. Нам повезло, гроза ходила от одной сопки к другой, но до нас так и не дошла. Как мы ни пытались, но рыбу нам поймать так и не удалось в этом месте, и мы двинулись в Кандалакшу на антистапель.

 


Идём в Колвицкую губу

Колские пейзажи

Северный лес

 


Катамаран на фоне сопок

Альбатрос

Колвица

 


Надвигается грозовой фронт

Женька удит

Гроза прошла стороной

На последних 10 км все сильно расслабились, и тут нас быстро настигла расплата. На полном ходу мы налетели на притопленное бревно. В итоге погнуло стойку датчика эхолота. Стойку нам удалось выправить, и датчик эхолота продолжил свою работу. Примерно в 22:00 мы причалили в район речки Песчаный, недалеко от Лувеньги. Мы поставили палатку и около часа ночи легли спать. Следующий день был посвящён неспешной разгрузке всех вещей из катамарана. Сюда же причалила и команда И. Воробьёва на антистапель.

 


Надвигается грозовой фронт

Борщец в казане

Антистапель в Кандалакше

Вечером ходили рыбачить на речку Песчаный. Тут пошёл сумасшедший клёв, и рыбы было некуда девать. Вечером, 12 августа, я созвонился с Эдуардом и по планам он должен был приехать 13 августа к вечеру из Питера. Около 10 утра, 13 августа мы приступили к разборке катамарана. Примерно в 21 час катамаран был полностью разобран и упакован. Женя ушёл со Славой на рыбалку. Эдуард приехал к полуночи.

 


Икорка на завтрак

 


Катамаран разобран и погружен. Домой!

На следующий день, 14 августа, мы около 15 часов погрузили катамаран и отправились в Кандалакшу. В городе мы завезли Лену и детей в Гостиницу “Беломорье”, т.к. билеты на поезд у них были взяты на 15 августа. Сами мы, перекусив, отправились около 17 часов вечера в Санкт-Петербург. У меня дома мы были в районе 09 утра 15 августа. На этом первое испытательное плавание катамарана благополучно завершилось.

 

 

Некоторые выводы из пройденного маршрута:

О маршруте, катамаране и его эксплуатации:

1) В целом о катамаране: я опасался за вальцовку узлов и сварку, полагал, что может где-то соскочить вальцовка или треснуть сварка. После каждого перехода мы осматривали эти узлы. Никакого намёка на трещины или плохую вальцовку не было. Никакие троса и прутки не порвало. Поперечные балки и стрингера стыковались между собой втулками с зазором 0,15 мм. При разборке всё разобралось очень легко, неудобство доставил лишь один стрингер, в стык которого, попал песок при сборке. Рундуки тоже проявили себя очень надёжным образом, и, несмотря на то, что они были достаточно жёстко прикреплены к раме катамарана, нигде силовой каркас рундуков не то чтобы не сломался, даже не треснул. В рундуках было всё абсолютно сухо. Рули также сильно порадовали, узел оказался очень надёжным. Концепция транца была позаимствована с “Полы”, при этом я использовал более толстые профиля, а также сделал направляющие полозья на всю длину. Транец зарекомендовал себя только с положительной стороны, не было ни разу ни одного заклиниванья. Все узлы транца, после детального осмотра, выглядят как новые и не требуют никакого ремонта.

Фанерная палуба в каюте оправдала себя со всех сторон, и позволила значительно поднять уровень комфорта. Кормовая лавка, сделанная также из фанеры, по удобству эксплуатации на две головы превосходит вариант с натянутой ПВХ тканью. Стыковка палубы в кают-компании по принципу шип-паз позволила обеспечить сухость полов даже на волне. В каюте имелась дополнительное ПВХ корыто, поэтому дно кают-компании было абсолютно сухое в любые волны. Возможность руления мотором (закреплённым на корме) с помощью штурвала, позволяет обеспечить очень высокую манёвренность судна на мелководье и является незаменимым при заходе, например, в узкие петляющие речки. Наличие сетки под всем катамараном позволило не беспокоиться о случайном падении вещей в различные щели, ничего дальше сетки не падало. ПВХ окна в тенте кают-компании обеспечивали необходимую освещенность. Проблем с электричеством в походе не было, тем не менее, впечатления от ветряка неоднозначные (см. ниже). Все приборы полностью обеспечивались электроэнергией, полученной от солнечной панели. Генератор мотора был подключён на резервный аккумулятор, который в общую бортовую сеть ни разу не подключался. Камбуз оказался выше всяких похвал. С полностью раскинутым столом мы без проблем осуществляли полный цикл готовки в катамаране. Очень удобным оказалось одновременное использование двух горелок – для варки и жарки.

2) Об эксплуатации мотора. Впечатления от мотора: 4-х тактный инжектор ощутимо тише карбюраторного. Заводился с одного поворота ключа. Любой сброс газа мотора с полного на минимальный или нейтраль никогда не приводил к тому, что мотор глохнет. С карбюраторным такое периодически случается. По расходу топлива: На 1400 км спалили 280 л. Итого 2л на 10 км. Первые 400 км шли в 60% газа, против течения 240 км, итого спалили 65 л (расход около 1,6 л на 100 км). Вскоре докупили 200 л бензина в г. Сегежа и как оказалось зря, хватило бы 60л. В итоге везде ходили на почти (80-90%) полном газу. В итоге расход вышел около 2л/10 км. Скорость на 60-70% газа около 12-12.5 км/ч. Скорость на полном газу 13.5-14.5 км/ч. По винту: Попробовали 4-х лопастной винт с 8ым шагом (штатный 3-х лопасной с 9ым шагом). Он позволяет примерно уменьшить газ на 15-20% при такой же скорости. По баку: бензобаком в 75л очень доволен, ни капли не жалею, что купил большой бак. Надо было брать бак на 100 л, это ещё удобнее. В среднем запаса бака хватает на 400 км.

3) Об солнечных панелях и ветряке: Львиную долю зарядки давали солнечные панели (2х50 Вт), причём в пасмурную погоду ток составляет 1.7 а. От ветряка впечатления неоднозначные. При ветре 9-10 м/с с порывами, судя по контроллеру, зарядка идёт достаточно нестабильно и с током до 1.5 а. Решил по приезду проверить систему дома и подключил на ветряк электродрель. При стабильных оборотах всё ок, можно легко добиться тока зарядки 10-12а на умеренных оборотах. Но как только начинаешь менять обороты дрели (добавлять чуть меньших и чуть больших), контроллер пишет, что ток зарядки падает до 2-3 а. По-видимому, ветряк, работающий на порывах, малоэффективен. Несмотря на это, основной аккумулятор был всегда заряжен в походе и это при том, что все бортовые приборы и гаджеты заряжались и работали только от него. Второй, моторный аккумулятор, заряжался только от мотора и использовался исключительно для запуска мотора. Для себя на будущее решил - поставлю ещё одну солнечную панель на 50 Вт и думаю все вопросы по электричеству на борту можно закрыть, даже в случае нестабильной работы ветряка на порывах.

4) Баня оказалась наиболее востребованным девайсом в походе. Наличие же готовой печки, полка и водогрея позволяет минимизировать время установки, а также мыться и париться с большим комфортом. Баня также в считанные часы позволяет просушить всю мокрую одежду.

5) О маршруте: Беломорканал один раз стоит пройти. Места довольно красивые и разнообразные. Также стоит пройти этим маршрутом, чтобы воочию оценить масштабы стройки, которые были проделаны фактически вручную за рекордные 20 месяцев. Из мест, где можно найти хорошие стоянки – это Выгозеро, а также Палокогорское водохранилище. При прохождении Беломорканала имеется ряд участков по 10-12 км с односторонним движением, это надо учитывать при планировании маршрута. Удивил меня Карельский берег Белого моря на участке Чупа-Кандалакша. Он оказался сильно набит туристами, в губе Красная, например, вытоптаны целые тропы. На этом участке я последний раз был 15 лет назад, тогда всё было достаточно дико, и людей встретить была редкость. Никаких троп тогда, естественно, не было.

 

 

Поломки и недоработки:

1) Постоянно слетали дуги палаток. Проблема оказалось в том, что на волне немного гуляет каркас, а дуги держали исключительно вставая враспор. Недоработки конструкции ясны и к моменту написания отчёта уже переделаны. Отмечу, что на прочностной конструктив наличие никак не влияло, т.к. они не являются элементами силовой схемы.

2) Примерно на 25-30 градусов повернуло топ шарнира кормового пиллерса, где крепится крестовина, соединяющая балки второго яруса. Как мы не пытались его выпрямить, он тотчас уходил на те же 25-30 градусов в другую сторону. Положение “строго вдоль оси” оказалось неустойчивым. Примечательно, что на переднем пиллерсе ничего подобного не наблюдается. Но это проблема, скорее эстетическая и решается достаточно просто - в этом узле шарнир оказался излишним и его стоит убрать, например, приварив втулку, или же зафиксировав её болтом. Необходимо просто убрать возможность вращения в плоскости катамарана.

3) На волне скрипят крышки рундуков из-за небольшого “луноходства” каркаса. Проблема решается вклеиванием резиновой ленты по периметру крышки рундука.

 

Планы по доработкам на будущий сезон:

Основное, чтобы хотелось сделать – это мачта. Но к следующему сезону полностью завершить парусное вооружение, вряд ли получится. Поэтому основной упор в предстоящем межсезонье планируется сделать на повышение уровня навигационного обеспечения, устройства отопления, повышения уровня комфорта на борту. Вот некоторые запланированные доработки:

 

1) Поставить нормальный картплоттер с С-MAP картографией

2) Установить датчик топлива и тахометр

3) Обновить штурвальную коробку, разместив там основные приборы навигации и контроля движения

4) Установить отопитель обогрева каюты и кают-компании

5) Носовую сетку заменить на жёсткую палубу-трап

6) На нос добавить несколько больших ПВХ-рундуков под баню, лодку, топливо и т.п.

7) Сделать освещение в кают-компании и в каюте

8) Доработать крепление дуг палаток, чтобы работали на растяжение (а не только на сжатие)

9) Установить насосную станцию для подачи воды

10) Поставить ещё как минимум 50 Вт солнечную панель

11) Приобрести тузик Ротан-380

12) Обновить телефон Иридиум

13) Приобрести Иридиум Го

14) Проклеить крышки рундуков резиновой лентой, чтобы на волне не скрипели

15) Сделать пару стаканов под спиннинг

16) Подвесить распределительную электрическую коробку над камбузом

По бюджету:

На этапе подготовки похода было решено поделить всё на всех, вне зависимости от срока пребывания людей на маршруте. Ориентировочный бюджет похода получился чуть меньше, чем 40 тыс.р. с человека. Сюда вошло всё (в том числе билеты на катер от/до Соловков), кроме ЖД билетов, походов в кафе на Соловках и проживание Лены с детьми в Кандалакше. Гостиница в Кандалакше обошлась в районе 6 тыс.р./сут за номер.

 

 

В заключении хотелось бы поблагодарить всю команду катамарана, а также:

- Илью Лукомского (полное курирование лодки на всех этапах её строительства)

- Кирилла Савенкова (рундуки и много чего другого)

- Владимира Петровича (вся токарка и фрезеровка)

- Дмитрия Долгова (ПВХ поплавки)

- Валерия из Екатеринбурга (Перья рулей)

- Евгения из Стрельны (сварочные аргонные работы, почти весь алюминий)

- Александра Видонова (критика и множество дельных советов)

- Дмитрия Козлова (поставка огромного количества комплектующих)

- Сергея Новицкого (почти все ПВХ изделия)

- Олега Тимофеева (критика и множество дельных советов)

- Алексея (часть сварочных аргонных работ, почти вся нержавейка)

- Александра Хазацкого (критика и множество дельных советов)

- Сергея Мирошника (критика и множество дельных советов)

- Сергея Беликова (критика и множество дельных советов)

Без этого коллектива первое плавание вряд ли бы состоялось.

 

На этом первое путешествие закончилось