Вернуться к оглавлению

ПРЕДЫСТОРИЯ И ПОДГОТОВКА

Идея посетить Новую Землю возникла у нас несколько лет назад. Первая мысль, когда задавали себе вопрос – можно ли? – нельзя, ведь это закрытый район, возможно самый закрытый во всей России. Однако, изучая просторы всемирной паутины, мы нашли отчет о лыжном походе Екатеринбургской группы 2000 года по Архипелагу Новая Земля. Значит, можно? Как оказалось, можно. И перед лыжной группой у нашего проекта было преимущество – они прилетали на Новую Землю, оформляя спецпропуска для посещения Белушьей Губы (административного центра), причем пропуска им удалось получить, только имея рекомендательное письмо от губернатора Санкт-Петербурга.

В наши планы же входило прийти на Новую Землю от материка на катамаранах, своим ходом, что снимало надобность в получении специального разрешения на посещение посёлка Белушья Губа, которое уполномочено давать Министерство Обороны РФ.

Опять-таки, проводя поиск информации в интернете, мы узнали, что в 2007 году Новую Землю посещали путешественники на тримаране «Русь» в рамках проекта «Путь Ориона». Олег Волынкин, руководитель проекта «Путь Ориона», в телефонной беседе подробно рассказал нам, как надо действовать при оформлении документов на посещение Архипелага Новая Земля. Стоит отметить, что процедура оформления документов для Новой Земли гораздо сложнее по сравнению с оформлением документов на проведение маршрута вдоль по побережья Кольского полуострова. Например, оформление пропусков на посещение города Островной (Гремиха) (с чем мы сталкивались в 2009 году) - один из самых закрытых районов Кольского полуострова, не стоит и десятой доли сложности оформления пропусков на посещение Архипелага Новая Земля. Наконец, когда структура взаимодействия с пограничниками, министерством обороны РФ, а также военно-морским флотом РФ была ясна, мы запустили процесс оформления разрешений на посещение Архипелага Новая Земля.

Следующий вопрос, который был на повестке дня - это команда. Изначально идея принадлежала А.Н. Литвинову, но практически сразу к её реализации на самом первом этапе присоединился И.А. Статейкин. Среди своих знакомых и по интернету были найдены потенциальные попутчики, в том числе и будущие участники экспедиции – Д.В. Козлов, С.С. Гусев, С.А. Асташев. Был составлен предварительный маршрут, обозначены цели экспедиции. Изначально планировалось идти на трех катамаранах класса «Тайфун». Хотелось охватить по возможности как западный, так и восточный берега Новой Земли, однако как быстро выяснилось наиболее удобный путь – пролив Маточкин Шар – категорически закрыт для посещения. Разрабатывались другие варианты маршрутов. В том числе в рассмотрение был включён такой ваиант как: Из пос. Каратайка (Югорский полуостров) двигаясь вдоль о. Вайгач и западного побережья Новой Земли достичь Крестовой губы и Дале подняться до восточной точки озера Гольцового. Далее из озера Гольцового произвести волок (порядка 6 км) в залив Медвежий Карского моря. Откуда уже двигаясь вдоль восточного побережья Новой Земли финишировать в пос. Амдерма.

Зимой участники занимались подготовкой и закупкой снаряжения, модернизацией катамаранов, дополнительным сбором информации. В то же время выяснилось, что отпали некоторые участники, и к концу зимы осталось всего 5 человек. В то же время мы получили зелёный свет на маршрут, откуда никак не ожидали, от Министерства Обороны РФ - наш маршрут был согласован и нам было дано добро. Теперь отступать было некуда, было уже твердо решено, что идём мы на Новую Землю при любых условиях, даже если отколются остальные члены команды, т.е. рассматривался вариант похода даже двоём - А.Н. Литвинов и И.А. Статейкин.

В конце зимы к группе присоединился И. В. Лукомский. Несколько лет назад Илья построил восьми метровый парусно-моторный катамаран «Котоярви», приспособленный к плаванию в суровых условиях, и в то же время обладающий необходимым уровнем комфорта, что впоследствии было полностью оценено всеми участниками. На «Котоярви» есть все необходимое для автономного плавания – отапливаемая каюта на 6 человек, камбуз, кают-компания, раковина и водяная помпа, гальюн. Необходимость установки берегового лагеря для отдыха отпадала, что существенно сэкономило время и силы. В то же время имелась возможность при благоприятной погоде делать переходы более суток, неся по очереди вахты, при том, что отстоявшие свою вахту участники могли полноценно отдохнуть. Также участником похода стал пёс Грант, взятый в качестве элемента обороны от возможного нападения белых медведей.

«Медвежья тема» неизбежно озадачивает путешественников, идущих в Арктику, особенно в первый раз. Мнений по поводу обороны от медведей очень много, порой полярных друг другу, но все же мы сошлись на мнении, что совершенно необходимо если не всем, то, по крайней мере, половине участникам иметь огнестрельное оружие, как единственная доступная адекватная мера при агрессивном настрое медведя. В связи с чем была поставлена задача ряду членов экспедиции оформить документы на приобретение и ношение оружие с последующий покупкой его, которая впоследствии была успешна решена. В результате по оружию мы имели два многозарядника 12 калибра марки МР-153, одно двуствольное ружье 16 калибра и один 9,2 мм карабин. Также в качестве средства отпугивания были взяты две ракетницы, стреляющие световыми патронами. Был еще предусмотрен вариант снятия глушителя с бензопилы – сильные и неприятные звуки тоже могут отпугивать этого зверя. Хотя в последствии выяснилось, что медведь на бензопилу без глушителя вообще не реагирует.

Нами изучались все возможные и наиболее удобные варианты заброски и выброски. Первоначальный вариант был доехать поездом до Воркуты, далее вездеходом до верховьев р. Коротаиха, по ней до Хайпудырской губы Баренцева моря, далее вдоль Вайгача через пролив Карские ворота на Новую Землю. Данный вариант был хорош для небольших катамаранов, на каких мы сначала планировали идти. Когда же стало ясно, что идем на «Котоярви», стало возможным рассматривать более длительные морские переходы. В то же время идти на нем по р. Коротаихе совершенно не хотелось, в виду отсутствия лоции данной реки и возможного затруднения судоходства по ней. Хорошим вариантом старта смотрелся г. Нарьян-Мар, однако добраться до него можно только по воздуху или по воде. При этом перевозка катамарана и всего снаряжения самолетом вырисовывалась весьма затратной и проблематичной (около 150тыс.р.), по воде же ее можно выполнить своими силами при этом увеличив данное мероприятие всего на 2,5 суток. Было решено ехать поездом до г. Печора (при этом груз в багажном вагоне того же поезда), там производить стапель и своим ходом идти до устья реки и далее в Баренцево моря. Данный вариант хоть и более долгий, но более надежный (груз постоянно под контролем, от погрузки до выгрузки из вагона. Также более легкие условия реки в течении трех дней (столько времени отводилось на путь от г. Печора по Печоре до устья) позволяли участникам притереться друг к другу, войти в рабочий ритм.

После этого планировалось пересечь Печорскую губу в направлении о-вов Гуляевские Кошки, и далее прямым курсом пойти на юг Новой Земли, на мыс Саханина. Хотя тут и был переход по открытому морю длиной 180 км, он совершался в течении суток (на это время можно получить надежный прогноз погоды) и позволял миновать пролив Карские Ворота, в котором в июле велика вероятность упереться в льды, выносимые из Карского моря.

При этом задачей было пройти от юга Новой Земли вдоль западного берега максимально на север; целью маршрута было посетить оз. Ледниковое на Северном острове, а также самые южные ледники, чьи языки спускаются к морю.

Выброска планировалась обратным путем вдоль западного берега Новой Земли, а далее, в зависимости от обстоятельств, или в п. Усть-Кара или вверх по р. Печоре либо до г.Нарьян-Мар, либо до г. Печора. Также, один из участников имел отпуск не более 45 дней, соответственно нам надо было успеть до ближайшего населенного пункта с регулярным транспортным сообщением не позднее, чем к 18 августа. При этом стартовать из Москвы решили 3 июля.

Помимо оформления разрешений, одной из основных статей в подготовке экспедиции была подготовка снаряжения. Прежде всего, это катамаран – наше средство передвижения и наш дом. Описание катамарана отдельно дано в соответствующей главе. В ходе подготовки была проведена необходимая модернизация катамарана. Так, для обогрева палатки была сделана газовая печка, которая существенно повышала комфортность нашего домика. И.В. Лукомский сделал самодельный бензиновый электрогенератор; в качестве насоса для подкачки корпусов катамарана был адаптирован мотор от бензопилы Shtil 180.

В качестве связи с внешним миром были задействованы спутниковый телефон «Iridium» и радиоприемник, по которому, с помощью ноутбука, мы принимали погодные факсы. По спутниковому телефону мы также принимали sms-сообщения с прогнозом погоды; каждый день, когда мы были на маршруте, мы получали прогноз от Александра Хазацкого и Татьяны Зориной, за что им очень признательны.

В результате старт экспедиции был дан 3 июля 2010 года - в 12:30 Поезд № 376 Москва-Воркута тронулся в путь. Отплытие из г. Печора состоялсось 6 июля 2010 года в 21:00.

Hosted by uCoz