Вернуться к оглавлению

ОПИСАНИЕ ЭКСПЕДИЦИИ

Путешествие на Новую Землю было для всех участников самым необычным и запоминающимся. Мы уверены, что многие хотят туда попасть, но ничего не предпринимают так как уверены, что простым гражданам дорога туда закрыта. В нашем случае успех был связан с тремя составляющими:

1) Сформирована хорошая команда, все члены которой были не просто пассажирами, а деятельными участниками мероприятия;

2) В нашем распоряжении был катамаран «Котоярви» - адекватное судно для данного региона;

3) Была получена разрешительная документация, а это, возможно, самое главное в подготовке путешествия на Новую Землю.

И все же, успех в целом еще не означает успеха в частности. Были некоторые просчеты при планировании путешествия и в тактике передвижения, о чем и хотим рассказать. Прежде всего, уже при первом собрании всех потенциальных участников надо четко определиться с целями. И все усилия прежде всего посвятить выполнению поставленных задач. Иначе – «разброд и шатание». В данном случае было, что одни хотели посмотреть горы, другие половить рыбу, третьи поохотиться. В итоге, мы, конечно, побывали на Новой Земле, но это как приехать в Петербург, посмотреть несколько окраинных районов и уехать. Сейчас это вспоминается также с сожалением, когда, будучи совсем рядом с изначальными целями путешествия – озерами Гольцовым и Ледниковым, мы так и не попали на них. Сыграло роль здесь и ограниченность в топливе, о чем будет сказано ниже. Были разногласия по поводу радиальных выходов. Одним днем, как показала практика, можно увидеть немногое, край гор, край ледника. Имея же в запасе 3 дня, можно попасть в самое сердце Новой Земли, тем более что для этого вовсе не требуется опыта горных походов и специальной горной техники – можно найти более простые пути. У нас же не было даже палатки, чтобы совершать подобные выходы. Разговоры же о том, что это «небезопасно», «как будем держать связь?» не очень убедительны. Все наше Новоземельское мероприятие тоже можно назвать далеко небезопасным, хотя безопасность в этом мероприятии всегда ставилась ан первое место. Все возможные маршруты радиальных выходов нужно проработать заранее, в каждом месте возможной стоянки. Иначе вынужденные остановки будут только тягостным коротанием времени.Но об этом чуть позже, а теперь перейдём непосредственно к путешествию.

 

Итак, старт начался 1 июля 2010 года при 30 градусной жаре, когда мы подошли к окончательным сборам вещей и занялись их упаковкой. В результате провозились весь день, и закончили около 22:00. На следующий день на утро были заказаны грузчики и машина. В результате около 16 вечера 2-го июля мы (А. Литвинов, И. Лукомский, И. Статейкин) были в багажном отделении Ярославского вокзала. По багажу получилось 32 места с общим весом 1450 кг. К 19 вечера мы благополучно покинули багажное отделение и направились по домам дособриать личные вещи. К полуночи к И. Лукомскому подъехали остальные члены комманды - Д. Козлов, С. Гусев, С. Асташев. На утро 3 июля было вызвано такси которое довезло нас всех вместе до Ярославского вокзала. В районе 8 утра мы начали погрузку нашего багажа из багажного отделения в багажный вагон, а к 9 утра мы полностью освободились. В 12-30 минут поезд Москва-Воркута тронулся и вот путешествие наконец-то уже началось! 38 часов пролетело довольно быстро и в 3 часа ночи 5-го июля мы стояли уже на железнодорожной станции г. Печора, было совсем не жарко, +8. Наняв машину, через 2 часа мы уже были на берегу одноимённой реки.


На Ярославском вокзале

На берегу реки Печора в г. Печора

Там же

ПО приезду на берег реки мы практически сразу начали сборку лодки, которую продолжали до 20 вечера 6 июля, при этом мы прервались на 6-7 часов на отдых. К вечеру 4 июля к нам на часик заходил Николай Александров - турист из г. Печора. И вот 6 июля в 21 час по московскому времени - мы наконец-то начали водную часть путешествия. Правда в этот день все члены команды сильно устали и мы через 2 часа движения, после прохождения единстевнного железнодорожного моста (Кожвинский мост) через р. Печора, решили встать на ночёвку

 



Собираемся

Кожвинский мост

 


7 июля, встаем около 10 утра. Выходим в 13-00. Жарко, солнечно. Сначала И. Лукомский проводит краткий курс по управлению своим катамараном, соблюдения порядка на катамаране и безопасности. Отойдя от берега, моем корпуса и палубу на катамаране. В последствии после каждого выхода мы всегда занимались мытьем катамарана. Идем вахтами по 2 человека – один вахтенный, другой подвахтенный. Вахтенный ведёт катамаран, руководствуясь лоцией Печоры и судовой обстановкой, подвахтенный помогает вахтенному. Подвахта и вахта по два часа. Подвахтенный сменяет вахтенного, а вахтенный отстояв вахту, идет отдыхать. На Печоре довольно оживленное судоходство, фарватер обозначен буями и створными знаками, встречаются расхождения с лоцией. Много моторных лодок, встречаются буксиры и большие баржи. По берегам – еловая тайга. Уже в первый день приемы пищи смещаются – обед вечером, ужин утром, завтрак уже в 7 вечера, т. е. каждый прием пищи через 9-10 часов.


Посёлок Усть-Уса


Около 20:00 проходим посёлок Усть-Уса, а ближе к полуночи проходим устье р. Лая. Ночь тихая, на реке полный штиль. Любуемся приполярным закатом, на горизонте вдали промелькивают факела буровых. Следущий день тоже тёплый, останавливаемся, купаемся и идём дальше. Удивляет, что каждые 100-150км имеется сотовая связь на реке. Забегая вперёд скажем, что после п. Усть-Цильма сотовая связь берёт только в Нарьян-Маре. Вопреки нашим ожиданиям Печора оказалась очень населённой рекой.




К обеду 8 июля - переменная облачность, ветер слабый, очень много слепнетй, комаров нет совсем. Вечером тучи начинают сгущаться. Продолжаем идти под мотором в непрерывном режиме. Впереди грозовой фронт. Решаем не рисковать и причалить около острова на реке. Еще не подойдя к берегу, Грант спрыгнул в воду и доплыв до берега, убежал в заросли ивы. Видимо, долгое нахождение на катамаране его начало утомлять.




В 22-30 проходим посёлок Усть-Цильма, прижимаясь к правому берегу – через реку перекинута ЛЭП, опираясь на высоченную опору, установленную посреди Печоры. Вечером тихо и безветренно, закат горит.




К утру 9 июля погода начинает сильно портиться, холодает. Утром становится пасмурно, встречный ветер, температура опустилась до + 10. В моторе слышно дребезг – становимся на якорь для диагностики и ремонта. Ничего серьезного, дребезг устранен вставкой куска резины между двумя деталями. Иногда мотор работает со сбоями, видимо бензин на невысокой, но острой речной волне пузырится, и в топливную магистраль попадает воздух. Проблемы с Грантом – он не может сходить в туалет, воет и скулит, и после долгих попыток ему удается сделать свое дело на баллоне. Целый день идем в непрерывном режиме, мотор глушится только когда переключаем бензобак. Весь день пасмурно, ветрено и прохладно – как-никак пересекли Полярный круг. В низовьях Печоры встречаются высокие обрывистые берега, около которых глубины доходят до 25 м. Высокие «настоящие» деревья уже почти не встречаются, растительность по берегам – в основном заросли ивняка высотой 2-3 м. При прохождении сел сеансы связи с родными и близкими – в республике Коми это Мегафон, в Ненецком округе это тоже Мегафон. У сел по берегам много моторок, видимо в основном здесь люди живут рыболовством и лесозаготовками. Иногда видим стада коров и лошадей.




10 июля в 1:30 приходим в Нарьян-Мар. По запросу по рации швартуемся у катера «Юшар». А. Литвинов и И. Лукомский идут к пограничникам и капитану порта получать отход. Затем три человека идут докупать продукты и 150л бензина в добавок к 50л имеющимся. В это время И. Лукомский по GSM модему докачивает комплект драйверов для GPS-таблетки. «Юшар» по просьбе капитана порта хотел нас сопровождать до Варандея, но нам туда не надо и мы отказались. Люди очень приветливые и открытые.




В порту Нарьян-Мара

Устраиваем небольшую, порядка часа, обзорную экскурсию но Нарьян-Мару. Город небольшой, население около 20 тыс.чел., но улицы чистые, ухоженные. Сейчас в городе очень много строится жилья, широко применяется сайдинг - очень неплохой вариант на севере, поскольку из-за сырого и холодного климата ежегодная покраска обходится значительно дороже и менее эффектна. Проходим по центру, осматриваем главные архитектурные достопримечательности, фотографируем и возвращаемся к катамарану в порт. Город оставил очень положительные впечатления, видно что он стремительно развивается. А знаменитые строчки из песни про Нарьян-Мар "деревянные дома" с нынешними темпами строительства скоро уйдут в прошлое. Кстати к Нарьян-Мару от Усинска идёт активное строительство автодороги, из 360км построено 280км, так что можно ожидать, что к 2015 году город будет связан круглогодичной дорогой с "большой землёй".






Вечный огонь

В 5-30 выходим из порта. В низовьях Печора дробится на протоки, много островов. Берега в основном низменные, унылые, заросшие ивняком. Скоро море, поэтому наполняем емкости пресной водой – всего 90 л. В 15-00 выходим в Печорскую губу. Вскоре пропадают из видимости берега, лишь на востоке видим какую-то вышку.





Низовье реки Печора


Печорское море

Погода портится, холодает, морось. К 23 часам 10 июля подходим к Гуляевской Кошке № 3, низменному песчаному острову, скорее даже косе. На ней, выброшенный на мель, остаток корабля. Судя по координатам, остров сместился к югу по сравнению с картами. Здесь всюду мели, глубины часто меньше метра. Начинает дуть СЗ ветер – нам его совсем не надо. Принимаем решение укрыться от него около Гуляевской Кошки № 1, что на западе Печорской губы. Идем на запад, под встречным ветром на моторе. Скорость 2,5-3 узла, часто встречаются мели, отбивает рули, фарватер можно сказать нащупываем. Подойти к суше не удается.


Гуляевская кошка №3


В результате гуляевской кошки №1 также не видно, принимаем решение идти в Кузнекую губу, до который порядка 40 миль. Пришли в час дня 11 июля в Кузнецкую губу, где почти нет волны. Погода скверная, дождь, сильный ветер, температура 8 градусов. Место унылое, в 500 м в тумане прорисовываются маяк и метеостанция Ходовариха на п-ве Русский заворот. Но ближе подойти не можем – глубины не те. Сожгли почти 40 л бензина. Становимся на якорь, и расчитываем по спутниковому телефону принимать прогнозы, ждать благоприятной погоды. Пока на ближайшие сутки прогноз неблагоприятный. Во время прилива вода поднимается на метр, но всё равно, подойти к суше невозможно. Здесь кстати говоря первое место на маршруте, где мы начали использовать спутниковую свяязь.



Маяк Ходовариха

12 июля. Погода такая же мерзкая. Смс-ка со спутникового телефона обнадёживает – завтра обещают южный ветер. Мнение команды разделяются по дальнейшему действию. И. Лукомский, И. Статейкин, С. Гусев, С. Асташев хотят идти в Нарьян-Мар и дозаправляться топливом. Ориентируясь на прогноз, полученный по смс-сообщению А.Литвинов и Д. Козлов настаивают на том, что к утру надо выходить на Новую Землю с попутным ветром. После продолжительного обсуждения всё-таки мнение команды опять едино - решено утром 13 июля идти на Новую Землю под попутным ветром. Обсуждаем варианты, как идти, если из-за сильной волны не удастся выйти в море. Как вариант – вернутся в Кузнецкую губу или в Вангурей, поселок на восточном берегу Печорской губы. Конечно, очень не хочется это делать. Решаем выйти вечером пока еще попутным СЗ ветром, дойти до Гуляевской Кошки № 1 и между ней и Гуляевской Кошкой № 2 выйти в море. В 23-20 выходим, ветер СЗ 5-6 м/с, через 4 часа дошли до пролива между первой и второй Кошками. Два раза садились на мель. Со стороны открытого моря приличный накат. Ненадолго встали на якорь, под прикрытием острова, в ожидании изменения направления ветра.



Идём на Новую Землю

13 июля В 4 утра снимаемся с якоря, идем к проливу между Кошками № 1 и № 2. Фарватер в проливе сложный, ориентируемся по волнам разбивающимся о мели. В 10 утра всё-таки вышли из Печорской губы, и взяли курс на мыс Саханин Южного острова Новой Земли. Утром густой туман, видимость меньше 100 м, хотя ясно. Температура +6. Волна в море 1-1.5 м. Ветер Ю и ЮЗ, к вечеру изменился на ЮВ. Идем под парусами. В открытом море еще холоднее, вода +3, воздух почти такой же. Очень сыро. Вода плавно имзеняет цвет с отдалением от Гуляевских кошек и уже становится морская - бюрюзовая, а не мутная, как в Печорской губе. К вечеру хоть и рассеяло туман, но небо затянуло. Ночью моросящий дождь. Средняя скорость движения 4-4.5 узла. Скорость держим так, чтобы носы не зарывались в волну, т.к. идём в основном на фордаке.



Обычный туман в Арктике

14 июля, около 8 часов утра, туман, видимость очень низкая, менее 100 м. Но появляется большое количество птиц – чистиков, чувствуется что Новая Земля близко. Она появилась не узкой полоской суши на горизонте, а постепенно сквозь туман нарисовались ее скалистые берега. Решаем зайти в залив Циволько к западу от м. Саханин. В 11 утра входим в залив, при входе в который на берегу видно старую избу. С суши дует небольшой теплый ветер. По мере продвижения в глубь залива ветер усиливаентся.


Первые очертания Новой Земли


Залив Циволько довольно глубок, 15-20 м, но близ устья р. Саханиха, в которую решили войти, в море тянется каменистая отмель. Заходить в реку лучше. с севера. Ширина реки в устье ок. 100 м, глубина порядка 10 м. Вода соленая, приливы сюда доходят. Через 500 м после устья озеровидное расширение, на берегу остатки балка. Много плавника. Становимся под северным обрывистым берегом, защищенном от ветра. Берега на Новой Земле почти везде скалистые, обрывистые и приглубые. Скалы на Южном острове не гранитные, а сланцевые.


Устье реки саханиха


Место первой стоянки в 30 км к востоку от площадки Черная губа, где в 50-е годы был произведен один наземный и три надводных ядерных взрыва. Включаем дозиметр – 0.1 мкЗв/ч. Меньше чем в Москве. Проводим инструктаж по стрельбе, расписываем вахты по дежурству, заряжаем оружие-которое теперь на ближайший месяц всегда должно быть в полной боевой готовности. Производим пробные выстрелы. Подготавливаем ракетницу и кладём патроны на видное место. Вводим правило – по одному не уходить дальше прямой видимости от катамарана; в любую прогулку брать 2 ствола и ракетницу (а другие 2 ствола и ракетница остаются на катамаране); при отходе от катамарна обязательно брать с собой портативную рацию и включать на катамаране стационарную радиостанцию, в качестве канала общения мы выбрали номер 72. Дальше садимся за стол отметить достижение заветной цели - МЫ НАКОНЕЦ-ТО НА НОВОЙ ЗЕМЛЕ!




Погода – переменная облачность, довольно тепло +12. Обедаем на берегу, сеанс связи с родными и штабом. После обеда поставили сеть, потом небольшая прогулка в тундру. На возвышенности сильный ветер, растительность очень скудная, полярная ива не выше 15 см. Видим кости и череп медведя.







А. Литвинов и И. Статейкин достают второй мотор (2,2 л.с.) и надувают лодку, устанавливают на неё мотор и делают небольшой объезд с целью поиска пресной воды. Вечером рыбалка, в сети попалась несколько камбал, на спиннинг несколько штук гольцов. Удалось блесной вытащить несоклько здоровых камбал.







15 июля. Погода испортилась – штормовой ветер (до 20 м/с), дождь, температура упала почти до 0. Тент на катамаране ходит ходуном. Гулять и рыбачить в такую погоду не пойдешь – и между дежурствами (один человек дежурит по два часа) народ в основном время проводит в каюте в спальниках. Начинает сказываться непродуманность досуга во время вынужденных стоянок из-за плохой погоды.


 


16 июля. Ветер стихает. К полудню погода наладилась - ветер не более 6 м/c, дождь прекрастился, местами проглядывает голубое небо. С. Гусев рыбачит, и тут ему улыбается удача, он на спиннинг вытаскивает сёмгу весом килограмм на 7. Д. Козлов пытается охотиться, но пока безуспешно. К вечеру погода сильно улучшается и уже к полуночи небо становится ясным. Достаём коптилку и коптим только что пойманного гольца.


 


Погода приятная, около +10, небольшие облака. Но ветер С и СЗ. Дима, Сергей Гусев и Андрей идут на прогулку к озерам, расположенным выше по течению реки. Основная цель прогулки – осмотр достопримечательности южного острова Архипелага Новая Земля. По дороге встречается огромное количество гусей и уток. По берегам валяется довольно много плавника.



Удачная охота на гусей

Продвигаясь дальше вглубь материка наблюдаем огромное количество внутринних озёр с пресной водой. Из любопытства подносим дозиметр-никакой радиации. На озёрах помимо уток видим лебедей. Грант пытается ганяться за гусями, но безуспешно. По берегам лежат большие снежные сугробы, которые ещё не успели расстаять. Под некоторыми из этих сугробов образуются целые арки. Повсюду много небольших речек, вода прохладная, чистая и очень приятная на вкус. Жалеем, что не взяли с собой на прогулку кружки, приходится черпать воду руками.





 


Наблюдаем интересную картину-вся поверхность покрыта сеткой тёмных влажных пятен. Интересно что бы это было? Удаляемся от лагеря примерно километра на 4, проверяем связь по рации с катамараном. Связь отличная. На обратной дороге рыбачим, ловим несколько гольцов и возвращаемся на базу, где нас ждёт ужин. В ложбинах, где нету ветра, периодически донимают комары, хотя их немного.




А. Литвинов и И. Лукомский переправляются на лодке на другой берег реки и идут гулять к соседнему заливу. Решено дойти до побережья. Поднимаемся в гору, грунт прекрасный. При подходе к побережью грунт портиться, сапоги начинают вязнуть, выходим на так называемое болото. Морошки море, правда вся ещё зелёная. Как ни странно, но у самого побережья плавника очень мало, в отличии от устья р. Саханихи. При подъёме в гору попадаем на участок с мягкой глиной, проваливаемся периодически по колено. Далее поднимаемся на возвышенность и идём по ней, там грунт прекрасный. После прогулки заводим мотор и на лодке возвращаемся к катамарану. Ребята наловили гольца и готовят ужин. Ужинаем, часть народа идёт спать, а другие остаются на вахте дежурить.







18 июля утром ясно и солнечно, ветер небольшой СЗ. Обещают перемену ветра в течение суток, поэтому решаем выйти из залива Циволько. Выходим после обеда. Постановочная съемка с берега катамарана с поднятыми парусами. Снимал С. Гусев. Грант сошёл на берег с ним и убежал в тундру, пришел грязный и в крови, видимо сожрал кого-то. Кинули его в море для очистки. Хотели срезать путь между мысом и островком, сели на мель, пришлось обходить остров. Чалимся около м. Кузнецова. Место открытое, голое. Слева через залив изба. Ждем попутного ветра. Выходим 18-ого в 23-30. Ветер обещают южный. Через час минуем м. Саханина, постепенно поворачиваем на север. Ветер ЮЗ, облачно, временами туман. Теперь идем вахтами по 4 часа – два Ильи и Андрей (первая смена), два Сергея и Дмитрий (вторая смена). Волна в море постепенно увеличивается, к вечеру уже 2-2.5 м, качка. Берега Новой Земли почти везде скалистые и неприступные. При входе в губу Черная – постройки, впрочем отдельные избы и триангуляционные вышки встречаются и дальше по побережью. Проходим южный вход в пролив Костин Шар. При подходе к северному входу в Костин Шар начинает принимать Мегафон. Вечером заходим в Костин Шар – волна усиливается, давление падает, а после Костиного Шара 90 км неприступного берега п-ва Гусиная Земля. В 22-30 встаем в небольшом заливе напротив о. Ярцева на о-ве Междушарский. Устраиваем праздничный ужин в честь дня рождения С. Асташева.




Делаем небольшой осмотр окрестностей на предмет пресной воды. Далее ведём поиск места, где берёт сотовая связь Мегафон, находим его на холме. Устраиваем сеанс связи с домом. Дежурный заступает на вахту, а остальные ложаться отдыхать. ночью дежурим по 2 часа.





 


В 12-30 общий подъём, завтрак. Погода стало обычной, Новоземельской - это +5, туман и сырость. Благо ветра нету. Далее пытаемся наладить связь с Белушьей губой для того чтобы получить разрешение на посещение одноимённого посёлка. В результате до Белушки недозвониться. А. Литвинов звонит в Москву В.С. Чукову, который через свои связи помогает выйти на приближённого человека начальникак Новоземельского полигона (А.В. Капелько). Связываемся с ним, тот в свою очередь связывается с А.В. Капелько. Через некоторое время А. Литвинов вновь связывается по данному вопросу, но к великому нашему сожалению в Белушку нам зайти добро не дают. Решено ждать погоды и при хорошем прогнозе идти сразу до полярной станции "Малые Кармакулы".




И. Лукомский, Д. Козлов и два Серёги идут на прогулку по острову. Натыкаются на снежные лабиринты и мини ледники, фотографируют. Осматривают местную растительность. Вечером была небольшая прогулка на моторной лодке А. Литвинова и И. Лукомского в густой туман. Из-за тумана обратную дорогу находили по гулу работающего бензогенератора.







К вечеру 20 июля ребята ложаться спать. А. Литвинов и И. Лукомский решили настроить интернет по GSM-модему. После часовых посиделок в интернете и отправки фотографий на "большую землю" на сайте www.rp5.ru благоприятный прогноз на 2 суток (Ю и ЮЗ ветер), а дальше обещают большой шторм на 2-3 дня. Решено в 4 утра 21 июля поднимать команду, организовывать сборы, пополненить запасы пресной воды и выходить. Подъём был в 4. В 5-30 21 июля выходим. Погода +5, туман и временами дождь, вода 3-4 градуса. До вечера нужно пройти Гусиную Землю и зайти повернуть в залив Моллера. На крайнем мысе о. Междушарский, по выходу из Костиного Шара – красивые скалы и птичьи базары. Днем очень сыро и холодно, вещи в палатке отсыревают, волны около 2 м, ударяя о палубу иногда захлестывают через щель в палатку. К вечеру ветер крепчает, волны разных направлений накладываются друг на друга, появляются пирамидальные волны. Грот ставим на два рифа. Входим в залив Моллера вечером и около полуночи ночи, обходя скалистые острова, чалимся около полярной станции Малые Кармакулы. Морально и по расстоянию переход был не легче чем от Гуляевских Кошек до Новой Земли. На станции первыми встретили нас собаки, потом простые работники около общежития, а затем и начальник станции – Александр Базыкин, он был немало удивлен нашим визитом. Пригласил в дом, его жена Галина спросила «откуда вы материализовались?». Александр сообщил по рации военным о нашем прибытии, те узнали и сразу же организовали проверку документов. После разговора А.Литвинова с пограничниками, те убедившись что у нас все документы в порядке, потеряли к нам всякий интерес. Руководство полярной станции пригласило нас к себе на чай, но в итоге мы их уговорили прийти к нам на катамаран. На следующий день, 22 июля мы сами пришли в гости. Александр и Галина живут на севере с 84-го года, в Малых Кармакулах – с 89-го. Рассказали про жизнь на станции, как в 90-е годы три года подряд не приходил корабль, не было завоза. На станции работают 8 человек и еще несколько военных, но это другое ведомство. Военные живут чуть поотдаль. На станции есть общежитие, дом начальника, наблюдательный пункт, продсклад, электростанция, баня. Зимой часто приходят медведи, они облюбовали себе разрушенный дом. Собаки (их на станции штук 11) развлекаются тем, что дразнят медведя, гоняют их. Рассказывают про новоземельских и привозных оленей, про ядерные испытания, жизнь на полярных станциях, местную рыбалку, про белых медведей и многое другое. Днем сказали нам, что завтра будет бора. Мы перечаливаемся в более безопасное место. Обедаем в доме у Александра и Галины. Вечером и ночью была тихая и пасмурная погода




Устром 23 июля началась Новоземельская бора - это наше с ней первое столкновение. Временами дождь, ветер рядом с катамараном 25 м/с, на площадке – 30 м/с. Ветер дует с востока, волны небольшие но все море покрыто рябью, а над морем – водяная пыль. Против ветра идти трудно. Однако часть команды решила не терять время зря и прогуляться в гооры, тем более пейзажи тут были весьма живописные. А. Базыкин предложил нам, что он может нас подкинуть до гор на вездеходе, мы естсественно согласились.




Втроем, А.Литвинов, И. Статейкин и С. Гусев ходили на серебряное и горное озера. Александр довез на вездеходе до ближнего (серебряного) озера. Полярники так его называют после исследований биологов, которые сказали что в нем в воде много ионов серебра. Воду из этого озера используют для питья. Мы же пешком прошли к горному озеру, лежащему в небольшой чашеобразной котловине. От станции это порядка 4 км. В озере небольшая рыбалка, несколько маленьких гольцов. В горах был сильный ветер, по ощущениям порывами до 30 м/с. Ближе к вечеру всё затянуло и заморосило. Мы изрядно подвымокли. Возвращались пешком, по пути зашли к Александру на чай, где с большим удовольствием заседелись.







Утром 24 июля, в 8 часов – аврал! Из-за штормового западного ветра катамаран отбросило на 10 м на берег, прижало к ящику с ржавыми трубами, грозило порвать корпуса. Подтягиваем катамаран. Прибой, раскачивавший судно, оторвал привод авторулевого. К счастью, потери только этим и ограничились. Как узнали позднее, шторм в этот день натворил немало дел в восточной акватории Баренцева моря. К вечеру шторм утих, при такой погоде все равно о выходе речи нет. Вечером запустили бензогенератор для подзарядки аккумулятора, но отработав час, он сломался – развалилась обмотка ротора. На завтрашний день ремонтыне работы. 25 июля, продолжаем отдыхать по причине плохой погоды. Ветер западный, +3...+5, туман и дождь. Ремонт генератора, авторулевого. Сегодня Дима и два Серёги пошли на горное озеро на рыбалку. Итог – 5 кг гольца. Александр же угостил нас икрой гольца. К вечеру идём в баню к военным, она у них топится постоянно, для нагрузки на дизель-генератор.







26 июля, проснулись только в полдень, принимаем прогноз и готовимся к выходу. Перед этим набираем пресной воды в серебряном озере, куда Александр нас специально для этих целей повёз на вездеходе. Делаем коллективное фото на память, дружное стаскивание с помощью военных катамарана на воду – после шторма он в 10 м от кромки воды. Ветер ЮЗ, туман и морось, но по крайней мере уже ветер для нас боковой. Выходим в 8 вечера в сплошном тумане. Мотор плохо заводится, оказывается засорилась водорослями выхлопная труба, пришлось чистить. Но и потом плохо работает - оказалось, что слетела тяга холодного запуска.


 


Ночь, 27 июля, море еще окончательно не успокоилось после шторма, довольно большие и неприятные волны. В 11 утра заходим в сплошном тумане в губу Грибовую. Чалимся на северном берегу недалеко от вершины губы. Берег приглубый, в зоне прибоя все в морской капусте, рядом обрывистые скалы. В 500 м к востоку остатки домика, а в 30 м от места стоянки валяется человеческий череп. Обсуждаем дальнейшие планы, появляются в группе настроения в лице С. Асташева, И. Лукомского, С. Гусева и И. Статейкина, что дальше идти нет смысла, все равно ничего не увидим из-за тумана. Однако как и в случае разногласий в Кузнецкой губе Андрею и Диме удаётся убедить команду после долгих переговоров пойти дальше. Бензогенератор, не отработав и получаса, вновь ломается. Тратим время на починку, чиним. Ближе к вечеру облака расступились, увидели на противоположной стороне залива горы высотой больше полукилометра, круто обрывающиеся в море - а когда заходили невидели вообще ничего, один туман. Пейзаж уже гораздо интереснее, даже чем в Кармакулах.В районе 20:00 27 июля выходим из Губы грибовая и берём курс на м. Сухой Нос, откуда планируем идти дальше.







28 июля, проходим на траверзе Маточкин Шар, идем дальше на север. Временами туман, дождь, ветер З, к вечеру стихает и меняется на СВ. Днём проходим мыс Сухой Нос - место взрыва самой мощной бомбы ("Царь-бомба" или "Кузькина мать") в истории человечества. Её мощность в тротиловом эквиваленте составила 57 Мегатонн, взры был произведён 30 октября 1961 года. Вечером идем на моторе. Рассчитываем, что бензина мало – 90 л, и большинство участников хочет взять курс не в губу Северную Сульменева до которой ещё идти порядка 50 км, а в губу Южную Сульменева. Аргумент – губа гораздо менее длинная, а значит сэкономим топливо. Вот он самый главный просчёт! Губа Сев. Сульменева была главной целью всего мероприятия. В ней планировалось посетить озеро Ледниковое (длиной до 30 км), по которому на моторной лодке планировалось провести обширные радиалки. Бензина не хватало ни до Сев. Сульменевой, ни тем более на моторку. Отсутствие каких-то 40-50л бензина, которые можно было без проблем взять с собой в Нарьян-Маре, здесь в 50 км от главной цели маршрута вынуждают повернуть назад. ЭТО ГЛАВНЫЙ ПРОСЧЁТ ВО ВСЁМ МЕРОПРИЯТИИ! Никто не ожидал, что мы спалим 40л в Русском завороте. А таких заворотов могло быть не один и не два. Отсюда вывод - планировать топливный запас в Арктику, базируясь на опыте других морей, неразумно. Об этом нас предупреждал О.В. Волынкин, вот оно и сбылось! Бензина надо брать в поход в Арктику на парусно-моторном катамаране не на 20%, не на 30% и даже не на 40% расстояния от общей протяженности маршрута, а минимум на 60% от общей протяжённости. Наилучая цифра запаса по топливу в Арктике - это то количество, на котором будет покрыто 70-80% расстояния от общей протяженности маршрута.


Мыс Сухой Нос


28 июля, в 17-00 заходим в Ю. Сульменева. Прояснилось, выглянуло Солнце. Открылись потрясающие виды – заснеженные горы, куда более высокие чем на Южном острове, на переднем плане – гора Соседка, из-за нее справа и слева выходят языки двух ледников. Один из них – ледник Шумный, западнее, доходит до моря, образуя ледяной барьер. У всех свободных от вахты пропало всё желание находиться в палатке катамарана, все сразу взялись за фотоаппараты и на протяжении полуторачасов не отрывались от них. Виды были изумительные.







Неспешно заходим в залив, фотографируем и любуемся видами. В 19-30 подходим к леднику Шумный. Здесь много небольших айсбергов. На Солнце ледник насыщенного голубого цвета. Здесь же обедаем с открытым тентом, который мы не открывали со времени прихода на Новую Землю. Глубина около ледника порядка 20 метров. При выходи из залива видим тюленя с детенышем. Погода вновь портится, надвигается густой туман.







 


 

Чалимся в 22-30 в устье ручья у горы Соседка. Течение в ручье заметное, глубина позволяет зайти на 50 м и укрыться от прибоя. Сеанс связи для всех участников. И. Лукомский меняет масло в моторе в связи со 100 часовой его эксплуатацией. Решено, что это самая северная точка маршрута. Наши координаты 74'16 с.ш. 55'44 в.д. Погода опять улучшается, местами появляются просветы на небе.







Утро, 29 июля, пасмурно. Ночью дежурим по 1 человеку по 2 часа. В 14-30 Андрей, С. Гусев, Дима и И. Статейкин идут гулять на восток, к языку ледника и небольшому озеру около ледника. Сначала идем через отмель, потом подходим к подножию г. Соседка. Здесь выходы гранитов, строение гор другое по сравнению с Южным островом. Сверху, на небольшой площадке в 50 м от подножия горы, тявкает песец. После скал выходим к моренным холмам, состоящим из камней и мокрой глины. Здесь из ледникового озерца вытекает ручей, в устье которого зачалились. Хотели перейти его, но это невозможно – бурный поток с расходом воды на глаз ок. 25-30 м. куб./с. Смогли только перейти его правый приток, стекающий с гор. Интересно, что один берег этого ручья скалистый, другой – грязевой, моренный.







Выходим к озеру. Погода – переменная облачность, вода в озере мутная, рыбалки нет. Обходим озеро с северной стороны и поднимаемся на ледник, выходящий к озеру.




Поднимаемся по леднику, ледник открытый, идти по нему легко и приятно, после нагромождений камней близ озера. По леднику текут ручьи, вода в них очень чистая. Поднимаемся до снеговой линии, фотографируем и снимаем видео. С моря наползает плотный туман. Поднимаемся приверно до высоты 200 метров, из-за тумана видмость отвратительная. Также с моря тянутся облака, высота их не более 150 метров в связи с чем мы находимся внутри этого облака. Очень сыро. По леднику текут небольшие ручьи с чистейшей водой голубоватого оттенка.




Поднимаемся выше, число ручёв увеличивается. Появляется снег в связи с чем идти становится сложнее. По мере продвижения наверх снега становится всё больше, кроме того многие ручьи становится не видно из-за снега, поэтому продвижение дальше становится опасным. Так как глубина ручьёв может доходить до нескольких метров, а при сильных трещинах ледника и до десятков метров, то естественно проваливание в такой ручей может привести к драматическим последствиям. А в случае, когда из-за снежного настила этого не видно, хождение по такому леднику становится крайне опасным. Более того с продвижением вперёд снега становится выше колена. Решаем сделать небольшой перерыв и возвратиться обратно. Температура воздуха на леднике ниже нуля. На ощущение -3...-4 градуса. Выходим на связь с Катамараном по рации, и докладываем, что двигаемся в обратный путь к катамарану. Обратная дорога заняла около 3 часов без остановок.







30 июля, просыпаемся в полдень. И. Статейкин, И. Лукомский и С. Гусев идут к леднику Шумный. Туман, морось, видимость низкая. Моренные холмы около Шумного более мощные чем у восточного ледника. И сам ледник более трещиноватый, поверхность острая. Гранту идти куда сложнее чем вчера. Ручьи более мощные и глубокие, текут в ложбинах глубиной до 3 м и шириной по 2 м. Временами ручьи сваливаются в колодцы и уходят под ледник. Около края ледника из-под него бьёт мощный родник с грязной водой, разделяясь на два рукава и течет к морю. Хотим пройти к ледяному барьеру, но путь преграждает трещина шириной 2 м и глубиной 8 м. Ясно, что дальше будут еще, решаем не рисковать и возвращаемся к катамарану. Тем более, что видимость и погода очень плохие. Заводим бензогенератор. Он вновь ломается. И. Лукомский и С. Асташев всю ночь занимаются починкой бензогенератора.







31 июля, днём тихо, переменная облачность, благоприятный прогноз. Собираемся, в 17-00 выходим, перед этим съёмка «Котоярви» с берега. Вскоре после выхода небо затягивает с Ю и ЮЗ, поднимается порывистый ветер.







На траверзе Крестовой губы погода окончательно портится, волна, ветер В, надвигается грозовой фронт. Потеплело – ветер южный как-никак. Идёт дождь, вовремя взяли рифы на гроте. Попали в сильную грозу. Принято решение вставать, более 2,5 часов на моторе на полном газу пытаемся пробраться к берегу до которого порядка 5 миль. Ветер около 20 м/с. Курс держим на южный берег Крестовой губы, около бухты Опасная. Мотор не сосёт с бака бензин, приходится грушой качать вручную (более часа). В 21-30 проходим между рифами и чалимся. Здесь равнина шириной 2-3 км, покрытая тундровой растительностью, за ней гора Таран – приметное место при входе в Крестовую. Гора как гигантский бастион, крепостная стена высотой 400 м. Чалка была трудная, встречный ветер и рифы. Хорошо, все прошло удачно. Рифы же теперь помогают – гасят волну. Дима и С. Гусев гуляют вдоль берега, здесь чуть восточнее остатки становища.




Утро 1 августа, солнечно, но с З затягивает. Днем морось. Пока прогноз неблагоприятный, сегодня будем стоять здесь. Илья смотрит карбюратор – вроде все нормально. Посмотрим как будет дальше вести себя мотор. Получаем прогноз, на 4 августа – 4 градуса мороза обещают и В ветер 11 м/с. Видимо, судя по предыдущим прогнозам, будет бора большой силы. Заметили такую особенность, если обещают восточный ветер, то это обязательно должна быть бора, причём сила её это примерно сила востоного ветра и умножить на 8. Вчера был прогноз ветер В 2 м/с – в итоге порывы были до 15 метров, такой же прогноз был перед борой в Кармакулах. Вечером, когда дежурят И. Лукомский и С. Гусев, в палатке дискутируем об экономии топлива. Вдруг слышим треск снаружи, как будто рвется материал – Андрей спросил «что это?» и через несколько секунд Илья говорит: «Тревога, медведь пришел». С. Гусев выстрелил между медведем и катамараном, Грант бросился и стал облаивать медведя. Пускаем ракетницы, после каждого выстрела медведь отпрыгивает на несколько метров. Спешно выскакиваем из палатки, заряжаем оружие, встали в боевую готовность. Медведь нехотя уходит. Через час, когда вроде успокоились, медведь пришел опять. Почувствовал его Грант. Отгоняем от катамарана в тундру.







В третий раз медведь пришел утром 2 августа уже с другой стороны. Всегда приходит с подветренной. Отгоняем его, Грант преследует его в тундре. Во время отлива собираемся, прогноз благоприятный. Делаем из плавника столбики и деревянные катки, стаскиваем с их помощью катамаран и в 11 утра 2 августа выходим. Садимся на риф, но камень небольшой, слезаем и уходим в море. Решаем идти до губы Безымянной, ввиду того что завтра вечером может быть бора. Поначалу высокая волна, ветер СЗ, затем волна стихает, ближе к вечеру. Видимость значительно лучше чем когда шли на север. Отлично видно п-ов Сухой Нос (где проводились ядерные испытания), губу Митюшиху, Маточкин Шар, Грибовую. При входе в Грибовую жилые постройки, а мы их даже не видели когда заходили и выходили из Грибовой. В море видели нескольких моржей, метрах в 70 от катамарана. Утром 3 августа при ясном небе заходим в Безымянную. В 5 утра чалимся на северном берегу около избы брошенной геологической базы. За несколько сот метров до избы начинается мель, фарватер под скалистым берегом. Методом тыка проходим мель.







Днем тихо, солнечно, +15 – ничего себе! Пока хорошая погода устраиваем просушку вещей. Удивительно но в соседней губе в 20 км от нас бушует бора, которую слышно по свисту и видно по облакам, имеющих форму летающих тарелок, в то же время у нас ясное небо и полное спокойствее. Хотя к вечеру и у нас началась бора.





4 августа, ночью сильный В ветер, дождь. Утром дождь затихает. Во второй половине дня ветер меняется на З, Дима и С. Гусев идут гулять на озеро в 3 км к западу от избы. На обратном пути посещают интересное место на берегу – здесь скалы, гроты, выходы серы, небольшие водопады. Илья Лукомский находи в бочках бензин, заполняет им пустую канистру и грузит на катамаран – всерьёз рассматривается вариант заправить им мотор в случае если кончится наш бензин. Спонтанное решение – выйти сегодня вечером, сообщаем об этом по рации Диме и Сергею. Но они долго не приходят, решаем не выходить, но когда возвращаются опять решаем идти. Спешно собираемся, в 23 выходим, прошли 3 км. Ветер ЮЗ, ставим паруса и вскоре поворачиваем обратно. Возвращаемся к избе.







5 Августа. Утром и днем тихо, относительно тепло и пасмурно. Поиски телефона, потом споры о дежурстве. Чувствуется, что постепенно накапливается психологическая напряженность. Видимо из-за долгой продолжительности плохой погоды люди становятся раздражительными, сетуют на погоду и неподходящий ветер. После обеда немного распогодилось, устраиваем стрельбище. Из тундры приходят дикие собаки, Грант цапается с черным псом, который не хочет уходить от нас в надежде, что его подкормим. А так день прошел как обычная вынужденная стоянка. Чувствуется что нет грамотно спланированного времени для проведения досуга. 6 августа. Ночью сильный В ветер. Днем обычная погода – туман и морось. Решаем сегодня выйти. Перед этим – ремонт баллона. Почти все путешествие травил один отсек, подкачивали каждые три часа. После сегодняшнего ремонта эта проблема отпала, иногда даже приходится стравливать давление, когда на Солнце нагревались корпуса. В 18 выходим на моторе из губы Безымянной, затем ставим паруса и идем попутным СЗ ветром. Волна 2-2.5 м. В районе м. Бритвин встаем на якорь для рыбалки, 15 кг трески за 20 минут. Идти холодно, морось, волны сильно ударяют в палубу, иногда захлестывают в палатку. Очередная поломка генератора – отлетела крыльчатка. Вечером 7-го облака растянуло, видим мористее корабль, запрашиваем прогноз погоды, охотно отвечают. Вечером 7-го входим в Костин Шар, проходим и видим Белушью губу, по рации слышим переговоры но сами молчим, никто нас не запрашивает. Ночью опять опустился туман. В 3 ночи чалимся в районе о-ва Собачий, ближе к югу Костиного Шара, в небольшом проливе. Переход был почти 150 миль. Утром тихо и ясно, днем +10 и даже выше, небольшой ветерок нагоняет облака. И. Статейкин и Андрей идут на прогулку за 2 км от лагеря, красивый пролив, тем более что солнечно и отличные виды. Район по пейзажам похож на губу Саханиха. Просушка вещей, рыбалка – 10 гольцов. Из трески делаем фарш и котлеты. Оленьи котлеты, сделанные в Безымянной, очень хорошо шли на морском переходе при большой волне, когда сделать горячую еду было очень проблематично. А так заваривали чай, и вместе с хлебом ели котлеты – очень сытно.







9 августа. Ночью дежурим в обычном режиме. Принимаем прогноз – ближайшие сутки будет З и СЗ ветер, 11 числа В и СВ. Обсуждаем, собираемся и решаем выйти. В 17-00 выходим. Прощай, Новая Земля! Теперь мы идем на материк. Погода – переменная облачность, +8-10, ветер З. 4 часа идем до мыса Собачий, выходим в 22 из Костиного Шара в открытое море и берем курс на ЮВ – в расчете на В ветер. 10 августа Ночью ветер стихает, приходится идти на моторе. Бензина немного, при выходе его было 75 л (при выходе из Костиного Шара) и больше полпути до Печорской губы мы прошли на моторе. Так было и днем, и только вечером поставили паруса. Вода заметно теплеет, в районе Гуляевской кошки № 3 +9. К Кошкам подошли в 22 часа, видим маяк. Входим в Печорскую губу. Проходим небольшой участок сулоя – и потом резкая граница, за которой море успокаивается. Ночью уже очень темно, глубокие сумерки. Идем на авторулевом. Утром ветер стихает, снова включаем мотор. Сместились на восток в надежде на В ветер, потом идем на ЮЗ по фарватеру в Печорской губе. Бензина очень мало, на нем явно не дотянем до Нарьян-Мара. Думаем зайти в Вангурей, попробовать там найти бензин. Но, на наше счастье, задул СЗ ветер 8-10 м/с. Ставим паруса, средняя скорость под парусами 7 узлов, временами доходит до 10 узлов. Прошли этим ветром почти до Нарьян-Мара. Около Нарьян-Мара вода в Печоре +16! Ничего себе. Приятно мыть посуду такой водой. Около порта встречаемся с яхтой «Апостол Андрей». Швартуемся бортами, заходим к ним в гости. Они идут на Новую Землю, до этого были на Вайгаче.




11 августа В 18 швартуемся в порту Нарьян-Мара. Андрей и Илья Лукомский идут к пограничникам. Марина, сотрудник ПУ ФСБ, очень приветливо отнеслась, после фоормления документов заходит к нам в гости. Вечером же пьянка по поводу окончания морской части мероприятия. На следующий день 12 августа С. Гусев идёт покупать билет до Москвы. Мы устраиваем культурный день, заключающийся в посещении музеев Нраьян-Мара. Побывали в краеведческом музее, а также в музее Пустозерска. Его директор бесплатно проводит нам экскурсию, и на завтра на утро приглашает местных журналистов к нам на катамаран, чтобы отсняли видеоматериал. Вечером два Ильи и Андрей идут в сауну.




Утро 13 авугста начинается с подготовки катамарана к визиту журналистов двух телекомпаний. Одна из телекоманий любезно согласилась нам помочь привезти бензин на машине, берем 195 л. Еще осталось старого бензина около 10 л. С. Гусев сегодня в 14-15 улетает. Провожаем его в аэропорт, и сами отчаливаем. Нас провожает Марина. В 13-00 торжественное отплытие, журналисты его снимают. Погода +15, ясно, приятно. Средняя скорость 9-10 км/ч. По Печоре идем также как и 5 недель назад – подвахта 2 часа, вахта 2 часа и отдых. Только теперь нас пятеро (не считая Гранта). Река сильно обмелела, иногда мелко даже на фарватере. Капитан порта в Нарьян-Маре сказал, что на некоторых участках даже прекращено судоходство. После разборки и просушки не хочет работать авторулевой, сами сидим на руле. Люди с барж и моторок, встречающихся нам на пути, фотографируют нас, катамаран здесь нечасто видели. Вечером небо затягивает да и ночи стали темные, уже нельзя идти круглосуточно. В 22-30 встаем на ночевку в небольшую протоку.




14 авугста Поднимаемся в 5 утра, в 5-30 выходим. Облачно, +10-15, появляются комары. Продолжаем идти по Печоре, встаем в 21-30 примерно в 70 км ниже Усть-Цильмы, около заросшего тайгой берега. Коптим засоленных гольцов, оставшихся с Новой Земли. 15 августа Выходим в 5-00. Ясно и тепло, но встречный ветер. Днем +25. На встречном ветре в районе Усть-Цильмы трудно идти, скорость на полном газу 4-5 км/ч. Ветер поднимает с песчаных берегов и отмелей песчаную пыль, временами прямо-таки песчаная буря. Встречаем ГИМС, просто побеседовали с нами, мы им рассказали о нашем маршруте. В 16-30 заправляемся в Усть-Цильме, т. к. решаем что при встречном ветре может и не хватить бензина. Здесь же закупаемся вином, хлебом, печеньем, начинаются гастрономические излишества. На ночевку встаем в 22-00. 16 августа Похолодало, +10-15, облачно. Выходим в начале шестого. В районе Щельяюра попутный ветер, ставим кливер и это чуть не сыграло злую шутку. Ветер против течения поднял острую волну до 1.5 метров высотой, катамаран обгоняет волны, начинает носом зарываться и уже приподнимает корму. К счастью, все обошлось. Весь день прохладно, к вечеру ветер стихает. На реке сложный фарватер, выше Щельяюра его сузили метров до 20 и глубина всего метр. 17 августа, холодно, пасмурно, ветер попутный – частая и острая волна около 1.5 метров. Идем осторожно, чтобы не обгонять волну, скорость 6-7 км/ч. Днем ветер шквалистый, ливень и град, волна частая и неприятная. На обед зашли в устье притока, дабы переждать самую непогоду. Ночуем в 10 км от устья Усы. Решаем подняться по Усе до Усинска. Это и ближе чем до Печоры, и Усинск – конечная станция, можно не торопясь сдать груз и погрузить, проблем будет меньше чем если бы мы его сдавали в Печоре. 18 августа Идем с 7 до 11 утра. Проходим Усть-Усу, входим в Усу. Фарватер на ней несложный, река широкая. Ветра как вчера нет, волны на реке тоже почти нет. Холодно, +9, вода в Усе +10.




18 августа в начале 12-ого швартуемся в порту Усинска (Парма). Начальник порта (Трудов Василий Валентинович), за что ему огромное спасибо, организовал погрузку краном на выделенную им специально для нас баржу. На этой барже мы спокойно разобрались. Также Василий Валентинович бесплатно нам выделил 5 коек в местном общежитии. 19 августа начали разбор судна. Пока часть людей принялась разбирать лодку, А. Литвинов и И. Статейкин поехали в Усинск выяснять вопросы с багажом и билетами.




20 августа к вечеру катамаран был полностью разобран. Билеты были куплены. Василий Валентинович истопил для нас баню где мы с большим удовольствием помылись. С утра 21 августа Василий Валентинович выделил бесплатно для катамарана грузовик, другая часть экипажа взяла такси и поехала на вокзал. В результате после сдачи наших вещей в багаж и их погрузки в поезд мы в 16-00 по московскому времени 21 августа тронулись домой. Ехать от Усинска до Москвы 42 часа.


 


 


Карта маршрута

 

 

Выводы

1) Запас бензина на морскую часть маршрута должен рассчитываться из расчета, что на моторе можно будет пройти не менее 60% расстояния от планируемого маршута. У нас был из расчёта 30%, в результате всего в 50 км от главной цели экспедиции, мы были вынуждены повернуть обратно. Важно также иметь ввиду, что в Арктическом регионе количество ходовых дней невелико, а ориентирование ещё при этом на "удобный" ветер сокращает их вдвое. Таким образом, больший запас топлива существенно (в 1,5 раза и более) увеличил бы у нас количество ходовых дней, которые зачастую мы пускали на днёвки ввиду господства слабого встречного ветра.

2) В таком мероприятии должно быть только надежное проверенное снаряжение. Иначе, значительную часть досуга может составлять ремонт, как было у нас с бензогенератором.

3) Все возможные маршруты радиальных выходов нужно проработать заранее, в каждом месте возможной стоянки. Иначе вынужденные остановки будут только тягостным коротанием времени.

4) Использование спутниковой связи строго обязательно, причём альтернативы Иридиуму на сегодняшний день в Арктическом регионе нет. По телефону мы дважды в сутки принимали прогноз погоды, а без него были немыслимы длительные морские переходы. Телефон был самым эффективным средством связи в случае возникновения чрезвычайной ситуации, и естественно самым надежным. Также, телефон берёг нервы родным и близким, что тоже немаловажно.

5) Для общей координации действий необходимо наличие Штаба экспедиции на "большой земле", который, в том числе, в случае возникновения чрезвычайной ситуации сможет заниматься организационными вопросами на "большой земле" по эвакуации людей. Общую координацию осуществлял Президент Экспедиционного Центра "Арктика" РГО, Почётный полярник России, Заслуженный мастер спорта Чуков Владимир Семёнович.

6) Необходимо тщательно проработать досуг, поскольку долгая непогода наносит негативный отпечаток на психику и настроение экипажа, а отсутствие досуга только усиливает влияние плохой погоды.

7) Количество вахт необходимо делить на три смены, а не на две как было у нас. Особой надобности нахождения трёх человек одновременно на вахте нет, при этом уставаемость экипажа в таком случае значительно выше. Поэтому поделили бы мы в начале вахты на три смены по два человека, то даже при имеющемся у нас запасе бензина мы могли бы вполне дойти до Русской Гавани.

8) Нужно быть готовым к продолжительным туманам в Арктике и из-за которых можно увидеть гораздо меньше, чем изначально планируется. Туманы в Арктике могут продолжаться по 20 часов в день и длиться неделями. Так, по дороге вдоль побережья Новой Земли от первой точки стоянки и до самой северной точки мы практически не видели архипелага, видимость была не более 200 метров. На обратной же дороги, наоборот, густых туманов практически не было и мы любовались красотами Архипелага.