О подготовке к маршруту
Мысли об этом маршруте появились сразу после первого испытания катамарана. Я неспешно занимался доработкой лодки и планировал сделать хоть какое-то парусное вооружение. Но тут под Новый Год вмешался ковид, да не просто вмешался, а громко хлопнул дверью. Впервые, почти за 40 лет, я осознал, что само не пройдёт, мне поставили диагноз – двухсторонняя полисегментарная пневмония с поражением лёгких за 60%. А дальше была низкая сатурация, обычный кислород, потом высокопоточный кислород от неинвазивного ИВЛа в реанимации, спустя почти десять дней пребывания в палате интенсивной терапии полегчало, перевели опять на низкий кислород и через 2,5 недели я вновь ощутил какая же прелесть дышать самому (Спасибо врачам!). Первые две недели после больницы подъём на второй этаж занимал 5-7 минут, последующие четыре месяца постепенно приходил в себя. Поэтому мачту было решено отложить до лучших времён. Остальные доработки решено было сделать – это и штурвально-навигационный пульт управления, и отопление, и носовая жёсткая палуба и др.
Теперь из доработок, что было сделано к сезону 2022:
- Штурвально-навигационный пульт управления и дооснащение судна картплоттером Raymarine Element 7HV
- Полностью закрывающийся кокпит в кают-компании (Спасибо С. Новицкому, который в очередной раз проявил свою безотказность)
- Носовая фанерная палуба
- Дизельный отопитель
- Приобретена лодка-тузик Ротан 380
- Закреплен электрический ящик над камбузом
- Сделано освещение в кают-компании
- Обновлено крепление дуг каюты, которое не позволяет выскакивать шарнирам
Навигационный пульт изнутри
Навигационный пульт на палубе
Картплоттер
Кокпит снаружи
Кокпит изнутри
Кокпит в открытом состоянии
Элемент палубы
Палуба
Элементы палубы
Отопитель в корпусе
Отопитель при испытании
Крепление отопителя к камбузу
Освещение в кают-компании
Крепление электрической ящика
Тузик
Старый вариант крепления шарниров дуг палатки
Новое креплениеПодготовка к походу
С командой определились ближе к концу весны - это был Я, Лена, дети, Женя, Лёха с Артёмом и два Димы планирующее посменно, по 2 недели, принять участие на разных этапах похода. К середине июня все доработки были сделаны. В качестве картографии были приобретены карты C-Map. Спутниковую связь обеспечивали Телефоны - Иридиум 9555, различие лишь в ОС на ноутах. Для одного варианта - это Windows 7, для другого Windows 10. Оба винды через провод прекрасно видят телефоны. Программа для интернета Direct Internet 3, к проге прилагается подробный мануал по настройке телефона. Погода принималась программой XyGrib (модель GFS). В конце июня мы поехали закупиться продуктами и занялись их расфасовкой и упаковкой. К этому моменту катамаран был уже практически полностью упакован
Переливка
Упаковка тушёнки в бочку
Пересыпка круп
Упаковка рундука
Упаковка бочки
Упаковка рундука
Ящик с инструментами
Дневник похода
7-8 июля. Стапель
Около 10 утра мы начали неспешно выгружать вещи на улицу. К полудню подъехал Эдик с Женой на двух машинах – газель фермер и микроавтобус. Мы начали погрузку вещей, это заняло у нас около часа. Вначале второго 7 июля мы выехали в сторону Беломорска на двух машинах. Женя с Димой поехали с Эдиком, а Я, Лена, Лёха и трое детей в микроавтобусе. Ехали неспешно, в Петрозаводске были около 21. Потом все по очереди начали спать, и наконец, около 5 утра 8 июля мы приехали в Беломорск в район мыса Растьнаволок. Мы разгрузили машину, поставили палатку, подключили камбуз, перекусили и рухнули отдыхать. Эдик с женой также завалились спать. Около 11 утра мы проснулись, позавтракали, попрощались с нашими водителями, пожелав им хорошей обратной дороги, и принялись собирать катамаран.
Все вещи в сборе
Грузимся
Только приехали на стапельСтапель по традиции начался с надувания баллонов. Потом – вставление стрингеров. К нашему удивлению намыленные стрингера вставлялись легко, силами двух человек. Заняло это мероприятие не более 20-30 минут против нескольких часов в прошлом году. Каркас притёрся. Следующий этап сборки – кормовая (пятая) балка. Потом четвёртая, третья, вторая, первая, палубные стрингера, второй ярус каркаса, прутковые растяжки на диагоналях второго яруса. На этом около 22 часов первый день сборки закончился. Был собран почти полностью каркас катамарана. Мы пошли отдыхать, не забывая про двухчасовые вахты для присмотра за вещами.
Надуваем баллоны
Вид на стапель
Собираем каркас
Основной каркас
Море
Пристань
Лодки
Каркас собранОколо 9 утра 9 июля мы проснулись, позавтракали и приступили к сборке. Начали мы с установки транцев моторов и рулевого. Потом занялись установкой рундуков, палубы, камбуза и тента кают-компании. Обедали мы уже на лодке. К вечеру установили тент палатки, кормовую лавку, X-образные растяжки. Около 22 все пошли спать, кроме вахтенного. Первая половина дня 10 июля была посвящена сборке передней палубы, натягиванию катамаранной сетке, установке ветряка и солнечных панелей, установке штурвальной приборной панели, а также подключению всей электрике. Около 16:00 мы надули восемь катков и с помощью туристов-катамарнщиков, стапелившихся в нескольких десятков метров от нас, спустили катамаран на воду. До самой ночи мы занимались погрузкой вещей, топлива, продуктов на катамаран, пополнили запасы пресной воды (130 л) и около полуночи с приливом были планы выходить.
Белая ночь
Поднялся ветерок
Рулевые коробки
Часть каркаса
Установили рундуки
Готовимся к натягиванию тента
Осталось немного
Готовимся к спуску на воду
Спустили на воду
11 июля, Беломорск – Юж. Перхлуда (88 км)
Около часа ночи с полной водой мы отошли от берега. Дул небольшой ветерок, около 4-5 м/с. Мы с Лёхой встали на вахту, Женя с Димой ушли дрыхнуть. Лена с детьми легли спать. Примерно в 7 утра мы подошли к о. Голый Сосновец и решили приглядеть там стоянку. Причалив к берегу вышли на осмотр, но место нам не пригляделось. После тяжёлого дня стапеля мы решили все завалиться спать до прилива, была середина отлива. Лёха пошёл гулять. Часа через 2-3 мы проснулись от лая собаки и от человеческого голоса. Это пришёл начальник базы, оказалось, что за мысом этого небольшого острова целый лагерь из нескольких десятков человек. Люди покупают сюда турпутёвку и их привозят на катере, здесь они живут по несколько недель. Вот тебе и дикие края, подумалось. Вроде простой неприметный маленький остров, и тот занят туристами. Тепло пообщавшись с начальником базы, около 14 часов дня с приливом мы двинулись в сторону Юж. Перхлуды.
Вид на соседний остров
Осохли
Лесок
Пристанище
Старая лодка
Отливает
Днём ветер был встречный, около 7-8 м/с. Отойдя пару км от берега, сдуло каток, который мы, как, оказалось, забыли привязать. Через 5-7 мин каток был возвращён на своё место и на этот раз был привязан двумя верёвками. Шли по встречной короткой неприятной волне, так шли до о. Голомянный около 15 км, потом стало вечереть, и ветер стал стихать, около 18 часов мы подошли к о. Юж. Перхлуда. Там оказалось отличное место для лагеря, и мы решили там несколько дней постоять. Мы разбили лагерь, поставили палатки, баню, надули тузик. Женя, Лёха и Тёма поехали рыбачить, а я решил пока приготовить шурпу в казане. Не зря же тащили 15 кг казан! Хорошо поужинав ни у кого уже сил идти в баню не было. В итоге пошёл один Дима, но он парился там за троих, радостные вопли доносились до двух часов ночи.
о. Южная Перхлуда
Полная вода
Лёха
Соседняя бухта
Соседняя бухта
Бухта
Берега бухты
Ночь
Проснулись мы довольно поздно, около 10 утра. Уже парило, а Лёха жарил блины. Забегаю вперёд скажу, что сколько было блинов в этом походе, я, наверное, их столько не съел за последние 5 лет. Каждый утренний завтрак исправно начинался с полной 5л миски блинов. Весь день выдался очень жаркий, в тени термометр показывал то +30, то +32. Мы гуляли, купались. Интересно отметить, что в заливе с западной стороны вода была не выше +12, а с восточной все +18…+19. К вечеру всё в округе затянуло и начала громыхать, мы приготовились к дождю, даже натянули тент. Как оказалось, на о. Юж.Перхлуда нет совсем источников пресной воды, поэтому мы думали пополнить наши запасы с тента. Дождь и гроза до нас так и не дошли.
Дети
На отливе
Женя
Саня
Родиола розовая
Сосны
Камбала
Баня
В теньке
Тучки
Купание
Шишки
В далеке громыхает
С рыбалки
Дима исптывает поплавок
Плывёт
Залезает на тузик
Тихий вечер
На следующий день с утра опять стало жарко, в тени за +28. Получили GRIB-прогноз и решили, что к вечеру можно выходить и двигаться в сторону о. Анзер на Соловецком архипелаге. После обеда всё затянуло, кругом сверкали молнии, но у нас опять всё чисто, ни капельки дождя и ни одной молнии. Мы совместили приятное с полезным, и в процессе ожидания сварили уху из камбалы. Зато вдалеке, на материке, всё небо с высокой периодичностью окрашивалось в белый цвет молний. К вечеру стало понятно, что можно выходить, при этом стоит проявить осторожность и наблюдать за грозовым фронтом. Около 20 часов 13 июля, дождавшись полной воды, мы вышли и двинулись в сторону Онежского полуострова.
Вид на стоянку
13-14 июля, Юж. Перхлуда – о. Анзер (140 км)
Погода стояла пасмурная, но ветра практически не было. Поскольку везде по берегам довольно сильно сверкало, и было непонятно куда пойдёт гроза дальше, решили двинуться короткой (около 30 км) дорогой к Онежскому полуострову и дальше следовать вдоль берега. Так мы и сделали. Скорость была хорошая, около 14км/ч. Примерно на половине дороги резко заглох мотор. Попытки его завезти раз 20 подряд не увенчались успехом. Была уже мысль начать попробовать заводить его механическим стартером, путём дёрганья за ручку, но тут я обнаружил, что случайно на машинке газ/реверс коленкой задел кнопку «Run». Кнопку перевёл в исходное положение, и мотор моментально завёлся с первого поворота ключа. К берегу подошли около 22 часов и взяли курс в сторону мыса Орловский, откуда планировали зайти в губу Конюхова. Всю вахту стояли мы с Лёхой, т.к. спать совсем не хотелось. По пути встречалось достаточно много моторок и избушек. Все избушки были заняты, рядом стояло лодки. Местные активно ездили на рыбалку. Там мы планировали встать на 6-7 часов и погулять. За 6.5 часов от выхода с Юж. Перхлуды мы дошли до губы Конюхова. В 3-4 км при подходе в губу на лодке появилось несколько комаров, мне показалось это плохим знаком. И действительно, когда мы причалили, первые двое спустившихся на берег прогуляться, через минуту с дикими криками запрыгнули на лодку и закричали «уходим отсюда». Благодаря полному штилю комаров было не просто много, их было ОЧЕНЬ много.
Бухта Конюхова
Закат
Первые 3-4 км отхода от этой живописной бухты мы упорно отбивались от комаров, подожгли несколько спиралей на борту. После, в лучах закатного солнца, мы сдали вахту Жени с Димой и ушли спать. Не успели прилечь, слышим, как мотор сбросил газ почти до нуля. Вылезаем, спрашиваем что такое? Женя невозмутимо отвечает – Анзер, приехали. Всё было сплошняком затянуто в тумане. На часах 5 утра, 14 июля. Дима вылез, пошёл ставить палатку. У нас сон перебит, решили попить чаю. Но как это часто бывает, начали с чая, а закончили «архангельской морошкой». Часов в 10 утра туман рассеялся, стало ясно, Лена и дети вылезли гулять, ну а мы троём рухнули спать. Проснулись около обеда, пошли гулять по острову. Дети бегали, купались. Я принял прогноз, погода и ветер к вечеру обещала быть отличной. Поэтому решено было отправляться на о. Большой Соловецкий.
На Анзере
Лесотундра о. Анзер
Лесотундра о. Анзер
Дорога
Дорога в лесотундре
о. Анзер
Лесок
Берёзки
Курган
Избушка
14 июля, о. Анзер – о. Большой Соловецкий (53 км)
Вышли на о. Большой Соловецкий с полным приливом около 18 вечера. Ветер был около 8 м/с южный, поэтому мы решили пройти с северной стороны острова, через Анзерскую салму и со стороны губы Глубокой. Скорость была около 12-14 км/ч, что позволило нам менее, чем за 5 часов прибыть на о. Большой Соловецкий в район Кислой губе. Поскольку мы пришли в отлив, то решено было разбиться на вахты по 2 человека по 2.5 часа и подтягивать лодку до полной воды. Так и было сделано. Женя с Димой поставили палатки и перебрались спать туда. Около 6 утра был полный прилив, кто лёг спать, а кто пошёл гулять. Предстоящие два дня на Соловках мы провели в прогулках и осмотрах достопримечательностей.
Электрический ящик
Штурвально-навигационный пульт
Картплоттер
Закат
о. Большой Соловецкий
Лёха
Закат
По сложившейся традиции утренний завтрак начинался с блинов, которые с раннего утра готовил кок-Лёха. Докупили хлеб, некоторые продукты. Пополнили запасы пресной воды и вынесли скопившейся мусор на помойку. Я отправил по электронной почте уведомление в Пограничное управление ФСБ по западному Арктическому району о нашем маршруте на участке Архангельск-Териберка. Они согласовали наш маршрут и дали на него добро. Мы приняли прогноз, и предварительно было решено выходить 16 июля вечером в полную воду. К 15 часам дня 16 июля мы были собраны и ждали прилива для выхода на Кольский. Переход предстоял длинный, больше суток. Поскольку на переходе был запланирован довольно приличной участок открытой воды – около 140 км, 16 июля мы ещё дважды приняли GRIB-прогноз. Полное совпадение вчерашнего, утреннего и вечернего прогноза обнадёживало. Прогноз был в целом благоприятный, ветер юго-восточный 6-7 м/с. Был небольшой кусочек (примерно 50-60 км) открытого моря, где ожидалось усиление ветра до 10-11 м/с. Мы собрали, наконец, аварийную бочку и около 18 часов двинулись в путь.
Бухта
Соловецкий Кремль
Соловецкий Кремль
Павлик
Отлив
Штиль в бухте
Соловецкий берёзки
Вид на о. Святое
Колокол
Вид на Кремль
Баркас
У музея
Башня
Карта
Внутри Кремля
У монастыря
16-17 июля, о. Большой Соловецкий – устье р. Пулонга (270 км)
Выйдя из Соловецкой бухты, дул ветерок, была мелкая, но противная боковая волна. Через пару часов мы зашли зашли за мыс Белужий, и море стало постепенно переходить в вечернюю гладь. Около 22 часов мы взяли курс от мыса Троицкого о. Анзер на Кольский полуостров, на р. Стрельна. Лена, дети, Женя с Димой ушли спать. А я с Лёхой заступили на вахту. Первые 40 км было довольно спокойно. Потом постепенно стал раздувать ветерок, и через 60-70 км пройденного пути нас уже качало на 1.5 метровых волнах. Волна была курсом бакштаг, поэтому никаких проблем идти по ней не было. Шли вахтами по двое по 4 часа. Скорость по навигатору не падала ниже 13-13.5 км/ч. Наконец мы попали в участок, где дует 11 м/c, отдельные волны стали переваливать за 2м, чай в кружке приходилось наливать уже по половине чашке. Хотя дуло ощутимо, было приятно, что GRIB-прогноз работал с поразительной точностью. Потом очередные смены вахт. И через пару таких смен впереди показался берег, ветер стал заметно стихать, всё как по прогнозу.
Отходим
Идём вдоль о. Бол. Соловецкий
Женя
Дима
Перекус
Взяли курс на Кольский
Ночь в море
Изначально мы думали зайти в р. Югину, я её помню, т.к. дважды мы там стояли. Но при подходе к берегу ближе 300-400 м глубина резко падала до 1.5м, был отлив, мели оголялись. Хотя ветер стих, накат ещё продолжался почти 12 часов, поэтому зайти в Югину оказалось проблематично. Решили не рисковать и пошли дальше в устье р. Пулоньги, это примерно ещё 70км. Около часу дня, наконец, дети проснулись. Было солнечно, безветренно и тепло. Тем не менее, накат хоть и был пологий, но высокий, поэтому пару раз детей прополоскало. Наконец к обеду все окончательно проголодались, и Лёха принялся нас всех кормить. Потом ещё одна смена вахт и мы подходили к устье р. Пулонга. Пока шли, стали попадать на отливные течения, скорость упала с 14 км/ч до стабильной 8 км/ч. В устье реки мы подходили почти в самый отлив, эхолот показывал глубину около 1.5м. Сделав несколько кругов, и прощупав фарватер, мы двинулись в устье речки. На какой-то момент глубина упала до 1.1 м, но потом резко перевалила за 3м. Бар был пройден и мы спокойно зачалились в устье реки Пулонга. Там мы планировали устроить несколько днёвок и потом оттуда двигаться в Архангельск. В Архангельске у нас было запланирована пересменка экипажа (уезжал один Дима, а приезжал другой Дима), также нам надо было докупить топливо и продукты.
Деревня на Кольском
Идём вдоль Кольского
Павлик
Причалили
Устье р. Пулонга
Саня сошёл на землю
Поставив палатки мы увидели, что всё небо затянуто, и нас на движется грозовой фронт. Мы укрепили палатки, и приготовились к дождю. Но к нашему счастью грозовой фронт параллельно берегу ушёл на юг, и на нас не пролилось ни капли дождя. Поскольку дождь не состоялся, было решено пополнить запасы пресной воды, что мы поручили детям. Сами решили развести костёр. Природа здесь существенно отличалась от Соловков, лес уже полностью отсутствовал, а природа соответствовала южной тундре с обильным ивовым кустарником. Так прошёл оставшийся вечер.
Ручеёк
Отлив
Набирают воду
Грозовой фронт
Саня в тундре
На фоне ивняка
Избушка
Грозовой фронт
Дождь в море
На следующий день, 18 июля, мы встали и обнаружили, что в 50 м от нас приехала моторная лодка. Мы зашли, познакомиться. Это оказались ребята из Архангельска, которые довольно часто ездят в этом место отдыхать на несколько дней. Днём мы прогулялись вверх по реке, а после обеда зарядил дождь. Сидеть в палатках быстро всем наскучило и все переползли в катамаран. На улице заметно похолодало, температура была в районе +12. Мы включили дизельную печку, и через полчаса на катамаране температура была в районе +24. Сидеть можно было в одних трусах. Так и прошёл весь оставшийся вечер. Мы приняли прогноз, который нам говорил, что сегодня дует и завтра продолжить дуть северо-восток 13-14 м/с, по прогнозу ветер должен был стихнуть до 5-6 м/с и сменить направление на северо-запад (для нас бакштаг) около обеда 21 июля. 19 июля дождь продолжился, день прошёл преимущественно за столом, ухой и прочими напитками в кают-компании катамарана.
Река и порог
Порожек
Лена
Саня
Надвигается дождь
Заводь
Ивняк
Ещё ивняк
Речка
Идём к лагерю
Павлик
Дождь
20 июля, дождь наконец, прекратился. К вечеру 20 июля мы поставили баню и вместе с архангельскими ребятами отлично попарились и покупались. На следующий день проснулись, было достаточно ясно, но поднявшись на холм ощущали непрекращающийся сильный ветер. Сперва даже казалось, что прогноз врёт, но к обеду, как по расписанию, ветер резко ослаб. Было решено, что с полной водой около 19 часов мы выходим и идём в Архангельск. Нам предстоял переход длиной 220 км.
Баня
Палатки
Стоянка
Распогодилось
Дети
Ручей
Цветочки
21-22 июля, устье р. Пулонга – г. Архангельск (220 км)
Выйдя из реки в море около 19 часов 21 июля, мы сразу же вошли в плотный туман. Курс взяли на мыс Зимнегорский (около 90 км). Видимость первые 20 км была плохая, не более 40-50 м. Температура воздуха не превышала 8-9 градусов. Два раза мы прошли на полном ходу в 2-3 м от бревна-плавника. Тут мы вспомнили то, о чём нас предупреждали Архангельские ребята – в горле Белого моря очень много плавника и его надо опасаться. Первая вахта была у нас с Лёхой. Скорость была в районе 15-16 км/ч, мы шли с попутным течением. Мы планировали, что досидим вахту до мыса Зимнегорский. Волна была маленькая, не более 0,5-0,7 м, а ветер дул бакштаг. Через 20-25 км туман стал рассеиваться, и видимость возросла до 200-300м. Так мы шли ещё километров тридцать. Потом туман стал плотнее, и видимость упала до 30-35м. Мы приближались к зимнему берегу, а я помнил, что там довольно активное судоходство. Как жалко, что у нас нету АИСа! В такой туман он был бы просто незаменим. Ещё около 20 км мы шли в такой туман. Потом туман стал плотнее, и видимость не превышала 25-30 м (4-5 гребней волн). Мы заметно подустали из-за постоянного напряжения внимания, в итоге разбудили Женю с Димой и они заступили на вахту, а мы ушли спать. На их вахте туман стал ещё плотнее, пару раз я вылезал посмотреть, было ощущение, что лодка в полном молоке и в 15м от неё уже ничего не видно. В 5-7 км от берега туман постепенно рассеялся. Потом очередная пересменка, и вот мы уже подходим к судоходному фарватеру за о. Мудьюг. Дальше, ввиду огромных мелководных пространств, мы своё движение вплоть до Архангельска осуществляли исключительно по судоходному фарватеру. Заметно потеплело, температура переваливала за +25 даже в лодке, из костюмов-поплавков все быстро переоделись в летние маячки. Температура воды была в горле в районе 7-8 градусов, в устье Сев. Двины +21. К обеду мы подошли в Архангельск, температура воздуха была +30, а воды в реке +24.5.
о. Мудьюг
Устье Северной Двины
На вахте
Распогодилось
В одном из Двинских рукавов
Кораблик
Отдыхающие
На вахте
Перевозка леса
Саньке жарко
г. Архангельск
Вид на Пур-Наволок
Набережная Архангельска
Нас встречают
ЖД мост
Купание в Двине
В Архангельске, 24го июля, по плану у нас было произвести частичную смену экипажа – один Дима улетал, другой прилетал. Пришвартовавшись, кто-то пошёл в кафе, а остальные стали купаться. К вечеру наши новые Архангельские друзья подъехали к нам, свозили нас на заправку пополнить запасы бензина. Следующий день мы посвятили прогулкам по городу, докупки продуктов, а также ремонту насоса Bravo BST12, у которого вышла из строя ступень высокого давления. В обед приходили пограничники, проверяли документы, спрашивали про дальнейший маршрут. Утром, 23 июля, должен был прилететь Дима, однако он проспал самолёт, купил новый билет и отписался, что будет к вечеру. После полудня мы проводили Диму и стали неспешно доупаковывать продукты и ждать вечернего прилёта другого Димы.
Едем на заправку
Дети на фоне Двины
ЖД мост крупным планом
Ночь на Двине
Ледокол Диксон
Композиция
Береговая охрана
Пароход Н.В. Гоголь
23-26 июля, г. Архангельск – губа Качковка (410 км)
К вечеру, около 20 часов, позвонил Дима и сказал, что он в такси, едет из аэропорта. Мы были полностью загружены и ждали его подъезда. Ещё раз получили прогноз, который показывал встречный сильный ветер с моря. Поэтому по планом было дойти до о. Мудьюг, и там ждать хорошей погоды. В районе 21:00, 23 июля, мы завели мотор и стали отходить. Со стороны моря заметно поддувало, я выжал полный газ назад, тем не менее, катамаран очень медленно отходил, и его постоянно сносило на берег. Мы промучились минут 10-12, но отошли. Взяли курс на море и поставили полный газ. Я смотрю на скорость, показателя тахометра, а также по звуку мотора становится ясно, что мы идём чуть выше половины газа. Пройдя несколько километров, стало понятно, что так идти в море нельзя. Женька залез на корму, снял крышку мотора и попробовал вручную добавить газ, мотор вышел на привычные обороты. Однако, стоило ему убрать руку с рычага газа, обороты падали. Я пытался гонять машинку газ/реверс вперёд-назад, но это не помогало. В какой-то момент машинку заклинило, и рычаг перестал ходить. Я нажал довольно сильно на ручку, после чего ручка стало свободно ходить, а мотор перестал на неё реагировать. Надо было вставать и ремонтироваться. Мы заглушили наш основной движок, завели докатку 5лс. И на ней дошли до тихой песчаной гавани в Соломбале. Скорость на полном газу Mercury 5л.с. была чуть меньше 12 км/ч, имхо очень хороший результат. Сильно потемнело, полил дождь. В районе полуночи Женька с Димой разобрали машинку, вердикт был суров – не починить. Разлетелся силуминовый вал, а также пластмассовый ходунок. Сделано, как оказалось, всё очень ненадёжно. Сама проблема оказалась в тросах, т.к. они были не из нержавейки, то просто закисли в солёной воде намертво. Настроение было отвратное, и мы решили лечь спать до утра. Проснулись 24го июля довольно рано, около 7 утра. Женька принялся шприцевать соляркой троса, а мы с Димой стали искать на авито различные варианты машинок, но было воскресенье и поэтому никого не было на месте. В районе 10 утра я с Димой взял такси, и поехали в водный магазин. Там, к нашему удивлению, оказался шикарный выбор (Питер позавидует) всего и вся для моторных лодок. Мы решили купить самую простую и надёжную машинку. В 11 утра мы были на месте. С помощью болгарки конструкцию машинки пришлось доработать, чтобы она обеспечивала полный ход тросов газа/реверса и переключения передач типа Gen 2. Прошприцованные соляркой троса ходили как по маслу. Около полудня мы установили машинку, проверили – всё работало отлично, и мы отправились в путь.
Новая машинка газ/реверс
Погода стояла солнечная, но ветреная. Пройдя около 10 км вниз по Двине мы перешли на стандартный вахтенный режим. Только мы с Лёхой ушли с вахты, как ребята нас вызывают, подъехал ГИМС. Выяснилось, что Дима сходил на нос катамарана без спасжилета, ГИМС это увидели и подлетели штрафовать. Около часа они заполняли протокол, выписали штраф 300 рублей и мы разошлись, а ребята возобновили вахту. Через несколько часов мы заступили на вахту, в это время катамаран находился в устье Северной Двины, был сильный встречный ветер. По мере выхода в море волна продолжала расти, она была короткая и частая, мотор постоянно вылетал из воды. Пройдя ещё около 15 км, мы решили уйти на мели в районе о. Мудьюг, заякориться, и переждать непогоду. По прогнозу к 22 часам ветер должен был стихнуть, и обещалось сутки хорошей погоды. Потом по прогнозу было усиление ветра до 18-20 м/с с ЮЗ на двое суток. Так и произошло, подошла вода, и около 23 часов 24 июля мы двинулись в путь.
Выходим в Двинской залив
У о. Мудьюг
Заякорились
Низкие берега острова
Отлило
Ждём у моря погоды
Погода улучшается
Совсем распогодилось
Дальше были постоянные смены вахт, и около полудня стало совсем жарко. На солнце припекало за 25 градусов. К этому времени мы были вблизи м. Инцы, море было как зеркало, поэтому было решено идти на Кольский через горло в район губы Даниловки.
Утро в горле Белого моря
Лес всё ниже
Мыс Инцы
Распогодилось
Пересекаем горло
Не до вахты
Очередная партия
Лена посреди горла Белого моря
Около 18:00 мы подошли к губе, море было как зеркало. Высадились и планировали разбить стоянку. Дима остался у лодки. Пройдя пару километров, мы обнаружили небольшой лагерь туристов – водномоторников. По возвращению было решено идти дальше, до губы Качковка.
Панорама избы в г. Даниловка
Причалили
Избушка
Всё подливает
Тихий вечер
губа Даниловка
Прогулка
Берега губы
Возвращаемся
Летний вечер в тундре
Вода походит
Отходим
Около 20 часов мы отошли от берега и взяли курс на Качковку. Море было спокойное, на вахте стоял Женя с Димой, а мы с Лёхой ушли спать. Через 4 часа нас разбудили на пересменку, ребята доложились о проходе м. Корабельного пограничникам. Впоследствии нас за это оштрафовали, т.к. мы проходили его в тёмное время суток. Хотя мы шли вблизи берега, лодку заметно качало. Ветер от берега постоянно крепчал, всё как по прогнозу. По мере продвижения на север скалы стали расти в размерах, местами стали появляться снежники. В губе Орловка, около 7 км от берега подняло короткую волну высотой в 1-1,5м. Идти было против такой волны жутко неприятно. Всё постоянно подлетало, мотор часто вылетал из воды. Мы решили, что надо вплотную уходить под берег и идти в 100м от берега. Так и было сделано, через час качка заметно прекратилась, а скорость возросла. Около 8 утра мы подошли к губе Качковка и причалили на пляже, расположенном чуть севернее губы. Место там было отличное, дров много, но проблема с тем, чтобы поставить палатку.
Скалы
Появились снежники
Домик
Пейзажи Севера
Вход в губу Русинга
Утренняя вахта
Скалы
Скалы
Недалеко от губы Качковка
Причалили
Мы планировали провести в губе трое суток. Днём кто гулял, кто рыбачил, кто купался. На следующий день поднялись наверх, ветер там задувал сильный, по ощущениям за 15 м/с. Виды пейзажей там обалденные. Появились грибы, морошка была ещё зелёной. Ходили, смотрели на водопад, поставили баню. К вечеру 27го июля приняли прогноз, который показывал, что примерно до губы Лумбовка спокойная погода, а там поддувает 13-14 м/с СЗ ветер с Баренцева моря. По прогнозу ветер должен был к ночи 28 июля начать стихать, а после обеда, 29 июля, завернуть на СВ, и к ночи усилиться до 18-20 м/с. После анализа прогноза мы решили, что есть окно, в которое мы можем проскочить до г. Савиха. Губа Савиха являлась ближайшим местом укрытия после прохождения мыса Святой Нос при движении на запад.
Надули тузик
Пейзажи
Вода
Тузик готов
Дорога на сопки
На рыбалку
Отлив в губе
Хорошая погода
Скалистые берега
Море ушло далеко
Большой пляж
Вид с моря на бухту
Возвращаются с рыбалки
Гребут
Бегут
Стоят
Пешком в лагерь
Раздолье
Давно не виделись
Вид на катамаран с кормы
Вид сверху
Поставили баню
За пресной водой
Вид на бухту
Дима на привале
Наш лагерь
Отдых
Забрались
Тундра
Северная растительность
Морошка
Всё в ягодах
Ищем спелые ягоды
Болотце
Прогулка
Губа Качковка сверху
Гуляем
Вещи
На фоне моря
Северный пейзаж
Пошли грибы
Ручей в отлив
Дорога к водопаду28 июля, губа Качковка – губа Коровья (98 км)
Около 10 утра мы отошли и взяли курс в сторону мыса Святой Нос. Был полный штиль, и температура воздуха составляла около 15-16 градусов. Лёха жарил рыбу, а мы отдыхали в каюте. По рации отметились, когда проходили маяк Городецкую Сирену. У Лумбовки начало подзадувать, пришлось приодеться. Дальше ветер начал усиливаться, стало появляться волнение. Опять всё как по прогнозу. Походя к губе Коровья ветер заметно окреп. Стало понятно, в Баренцево море идти рано, поэтому мы решили двигаться в сторону губы Долгая на Святоносском полуострове. Там было по планам пересидеть до утра.
Выход из губы Качковка
Снежок
Скалы
Рулевой
Жарим камбалу
И форель
Проходим м. Бол. Городецкий
Лёха и Тёма
Женька что-то мастерит
Жареная камбала
Кушать подано
Тёма отдыхает
Волна усиливалась, скорость упала до 8 км/ч. Наконец, мы подошли к губе Долгая, попробовали зайти, но место нам жутко не понравилось, оно не было защищено от СВ ветра. Решено было вернуться в губу Коровья, долетели до которой быстро, на скорости 15-16 км/ч. В губе было достаточно спокойно, поэтому там было решено переждать непогоду. Пришвартовались мы в самое начало прилива, поэтому почти до полуночи занимались подтягиванием лодки к берегу, т.к. приходившей с моря волной её постоянно разворачивало. На побережье было много свежих следов медведей. Мы разожгли большой костёр и решили погреться, т.к. дуло постоянно, а температура упала до 10 градусов. Ночью был шикарный ужин, концерт на гитаре от Димы, поэтому спать мы легли около трёх ночи.
Панорама губы Коровья
Причалили
Приливает
Развернуло
Подтягиваем катамаран
Беломорский костёр
Оделись по северному
Женя и Лёха
Всё подливает
Тащим кат
Продолжается работа
Начался отлив
Вид сверху
Вид на залив
Вечерняя прогулка
Вечер в летней тундре
Вдалеке виден м. Святой Нос
Остатки избушки
29 июля, губа Коровья – губа Савиха (53 км)
Проснулись около 9 утра, Лёха к этому моменту сидел спокойно и жарил блинчики. Погода была пасмурная, дуло с СЗ. Я спрашиваю Лёху, как с приливом, и тут приходит большая волна, нас по полной поливает и ставит катамаран бортом к берегу. Мы вылетаем из катамарана в воду и пытаемся поставить катамаран перпендикулярно берегу. Все попытки безуспешные. Решаем, что надо заводить мотор отходить и пробовать уйти за мыс Святой Нос, т.к. к вечеру ожидалось усиление ветра до 20 м/с и заход его на СВ направление. В бухте будет огромный расколбас и нам не укрыться, т.к. уже 1,5 суток дует 13м/с СЗ. Отвязываем якорь на берегу, я завожу мотор, ребята держат лодку, даём полный газ и начинаем медленно отходить. Дальше ложимся на курс, поджимаемся к берегу и двигаемся в сторону м. Святой Нос. До мыса 24 км. Первые 15 км шли укрытые под берегом, волна не больше 1м. По мере подхода к мысу волна начинает усиливаться, сперва 2 м, потом выше. Примерно за 2-3 км до мыса волны стали высокие, с барашками. Идти предстояло против Святоносского течения, против волны в сулой. Начинаем медленно входить в сулой, по ощущениям волны начали переваливать за 3м, лодку начинает кидать как щепку. У меня внутреннее ощущения, что сейчас что-то обязательно должно хрустнуть или сломаться, но лодка идёт уверенно против волны. Подходим к самому мысу, от берега отошли около 1 км, вода становится словно кипящей, волны стали выше, отдельные экземпляры на вид не менее 4м (мы стоим на катамаране, но впереди совсем не видно в минимуме волны горизонта, только верх пены). Несколько раз мотор уходит полностью под воду, практически глохнет, я уже собираюсь заводить второй, но выныривая из волны, Мерк медленно раскочегариваясь, продолжает тянуть лодку вперёд. Ещё около 1 км такого веселья и мы начинаем медленно заворачивать в сторону запада. В этот момент из детей продолжает непрерывно выходить всё, что они ели в предыдущие сутки, только самый мелкий спит, как ни в чём не бывало. От ударов волн в фанерные щели бьют двухметровые фонтаны. Тут я вспоминаю, а привязали ли мы лестницу, пытаемся её найти взглядом, но безуспешно. Видимо оставили её мы в губе Коровья, когда спонтанно начали отходить. Ну вот мы и в Баренцевом море, берём курс на г. Савиха, до неё 26 км. Пройдя сулой и завернув за мыс, ветер заметно ослаб, волны почти стихли. Это продолжалось недолго, около часа. Постепенно ветер зашёл на СВ, и начал дуть с новой силой, волна быстро разогналась до 3-4 метров. Последние 5-6 км оказались самыми тяжёлыми. Отдельные валы приходили по ощущениям выше 5 м. Я говорю Женьке, смотри-ка, ничего не сломалось, я удивлён, даже рундуки, которые жёстко прикреплены к балкам (хотя и на шарнирах) не треснули. Женька отвечает: То, что лодка не сломается, я уже понял давно, но вот глядя на то, как начинает раздувать, и какие приходят волны у меня теперь появились главные опасения: “как бы нам не перевернуться”. Около 15 часов мы подошли к губе Савиха и взяли курс на неё. Ветер был сильный и попутный, лодку сильно мотыляло, пришлось сбавлять газ, и спустя 10 минут мы были в губе. Восточная стоянка оказалась занята, мы в стали в западной на якоре. В губе было тихо. К вечеру, как и ожидалось, ветер заметно покрепчал до штормового, всё затянуло, и на три дня вперёд началась моросня. Мы зачехлились на лодке, врубили печку и спокойно ждали у моря погоды. С печкой было очень комфортно, в кают-компании температура воздуха была +22….+24, хотя за окном +6…+8. К вечеру аккумулятор привычно высадили, контроллер отрубил всё питание. С большим трудом мы завели бензогенератор и продолжили отлёживаться в тепле. Делать было особо нечего, т.к. моросил дождь и дул ветер.
Завернули за м. Святой Нос
Женька настраивает навигатор
В губе Савиха
На следующий день генератор уже завести не смогли, он сломался окончательно. Разобрали, посмотрели, вердикт такой – сгорела плата. После обеда ветер подстих, пошли гулять. Набрали грибов, поели морошки. Приняли прогноз погоды, решили, что к утру можно было выходить.
Подосиновик
Моросня
На сопках
За морошкой
На фоне Баренцева моря
Лена на море
На Баренцевом море
Саня и грибы
Уютная бухта
Северный олень
Гуляет
31 июля, губа Савиха – губа Дворовая (52 км)
Проснулись с утра от ясного неба и пригревающего солнышка. Собрались за полчаса, снялись с якорей и двинулись в сторону Ивановской губы. Изначально по планам было зайти туда и остановиться там. Погода стояла отличная. Однако, только мы вышли из губы, всё море оказалось плотно затянуто туманом. Я очень сильно жалел, что у нас отсутствует АИС. Туман местами был такой силы, что человека на носу катамарана с трудом можно было видеть. Решили выложить трэк по картплоттеру вдоль (около 100 м) берега, чтобы избежать встречи с судами. Периодически туман ослабевал, и мы отходили от берега и пытались ловить рыбу. Безуспешно. Наконец, через пару часов, туман полностью рассеялся полностью, и мы взяли курс на Ивановскую губу.
Туман рассеивается
Морское создание
Мыс в тумане
Туман рассеился
Морская живность
Ещё она
На море тишина
Морское животное
Морская живность
Ещё
На фоне заставы
Берега Баренцева моря
Всю дорогу нас сопровождали морские животные. Дул лёгкий ветер и светило солнце. Мы зашли в Ивановскую губу и попробовали подняться максимально вверх. В районе первого морского порога встречное течение было 12 км/ч, и на полном газу со скоростью 2 км/ч мы преодолели этот порог. Обсмотрели все берега, но приличного места для стоянки так и не нашли, решили вернуться в море и пойти дальше. Обойдя остров Нокуев, через 20 км нам пригляделась отличная бухта Дворовая. В бухте был песчаный берег, а также ручей с пресной водой. На вершине склона стояла старая разваленная избушка. Грибов было море.
Ивановская губа
Непреступные берега
Внутри губы
Опять в море
Вход в губу Дворовая
Скалистые берега
В губе
Причалили
Наша стоянка
Вид на губу с сопки
Павлик
Присел отдохнуть
Грибы свежие
Грибы маринованные
01-02 августа, губа Дворовая – губа Песчаная (85 км)
На следующий день, 1 августа, была погода средней паршивости, и мы весь день просидели в катамаране. Под вечер дождь прекратился, и мы пошли прогуляться. Набрали грибов, которые после замариновали. Около 23 вечера была полная вода, и мы решили двинуться в сторону губы Песчаная. На вахту заступил Дима с Женей, а мы с Лёхой ушли спать. Всю их вахту лил дождь, нас разбудили через четыре часа, дождь прекратился. Море было тихое, поэтому мы без труда дошли до губы Золотая. Изначально думали встать там, но поскольку при подходе была малая вода, зайти в губу не удалось, и решили идти дальше. Мы решили не делать пересменку и дойти нашей вахтой до стоянки. Через пару часов пригляделась хорошая бухта под названием Песчаная. Мы подходили туда в полный отлив около семи утра. Решено было заякориться и завестии будильник, чтобы с полной водой подойти вплотную к берегу и там осохнуть.
губа Песчаная
Берега
Речка
Развели костёр
Проснулись, приняли прогноз погоды. Он нам говорил, что к утру следующего дня будет усиление СЗ до 10 м/с, а к вечеру ветер сдуется. Ночью 4 августа обещали ветер около 10 м/с, но от берега, поэтому и решили выходить вечером 3 августа. Днём мы пошли гулять, стояла отличная погода. Решено было поставить баню. На верху бухты стояла избушка, там жил охранник туристической базы по имени Коля. Колю завозят в мае сюда снегоходами, и живёт он тут один до декабря месяца. Днём прилетел туристический вертолёт, сделал пару кругов над нами, помахал нам и улетел. Женя стал ставить баню, а мы пошли прогуляться до сопок.
У костра
Тихая бухта
Заход в бухту
Вид на катамаран
Олень
На возвышенности
Пляж и море
Отлив
Прогулки по отливу
Прогулки по пляжу
Болтают
Гуляют
Пока дул ветер, было хорошо, как ветер стих, комары начали атаковывать и мы быстро двинулись обратно в сторону моря. Я созвонился вечером с Эдуардом (нашим водителем из СПб) и мы договорились, что 5го августа вечером он будет в Териберке. Вечером была баня и купание после бани в Баренцевом море. К полуночи мы все завалились спать.
Поднялись наверх
Прогулки по сопкам
Озерцо
Вид на бухту с сопки
Тихий вечер
Одно из многочисленных озёр
Тундра
Камни
Антенна-усилитель сотовой связи
Баренцево море
Передыхаем
Вечереет
И снова камни
Спускаемся
Пейзажи Кольского полуострова
На стоянке у катамарана
Болтают
Баня
Вечер
На следующий день нас разбудила около 9 утра рыбохрана. Спросили, не ловим ли мы краба, мы сказали, что нет. Они нам рекомендовали срочно уходить из этой бухты, т.к. идёт СЗ шторм на 3 дня. Я спросил, откуда такие данные, говорят с Мурманского гидрометцентра. Мы уже было хотели собраться и выходить, но, во-первых вдувало хорошо, а во вторых я ещё дважды принял прогноз и он в точности совпал с тем, что я получил сутки назад. Решил их не слушать, а довериться Грибам. К полудню ветер усилился метров до 12 в секунду, но как нам и обещал прогноз, в 20 вечера от ветра не осталось и следа. Около 23, с полным приливом мы вышли в море.
03-04 августа, губа Песчаная – губа Териберка (85 км)
Дима с Женей заступили на вахту, море было спокойное. В 3 часа ночи они нас подняли на пересменку. От берега стал усиливаться ветер, всё в точности как по прогнозу. Мы поджались к берегу на расстояние 500м и практически никак не ощущали волнения. Около7 утра мы завернули за мыс Териберский, пройдя ещё пару км нас вызвал на связь патрульный катер. Далее он нам перегородил дорогу и отдал команду остановиться. Мы по рации передали все наши данные, и катер пожелал счастливого пути и ушёл с курса. Примерно через 30-40 минут мы причалили к берегу. Начали разгружаться и мне на мобильный позвонили пограничники, сказали, что сейчас подъедут, проверят документы и оформят штраф. Выяснилось, что мы ночью прошли корабельное на белом море, а это делать запрещалось без системы Виктория, в итоге около часа выписывали штраф на 500р. Сказали оплатить через госуслуги и уехали. Мы решили, что 4 августа отдыхаем, а 5го начнём разбирать лодку.
Идём в Териберку
Рассвет на Баренцевом море
Мыс Териберский
Причалили на антистапель
5-8 августа. Антистапель, дорога домой
5го августа мы встали около 8 утра и принялись разгружать лодку. Сперва разгрузили вещи, поставили палатки и около 10 утра начался отлив. С отливом мы начали разбирать весь каркас. Примерно к 19 часам лодка была полностью разобрана и упакована. Около 20 часов подъехал Эдик и за 2 часа мы загрузили весь катамаран в машину. Дособирать продукты, котелки и палатки решили утром, т.к. сил уже ни на что не было. А сейчас хотелось есть и рухнуть спать.
Разбираем катамаран
Продолжаем разбирать
Катамаран собран
Проснулись в 7 утра от проливного дождя. Всё, что не собрали было мокрое, в песке. Два часа мы дособирали оставшиеся вещи в проливной дождь и ругали себя на том, что не доделали это вчера при хорошей погоде. Около 10 утра, 6 июля, мы полностью погрузили вещи, я нашёл вторую машину, которая должна была докинуть Лену с детьми до Мурманска. Мы пошли в кафе перекусить. Цены в Териберке оказались далеко не гуманные и за 8 сырников, 4 порции картошки фри и 4 чашки чая с нас содрали больше 3 тыс.р.
В кафе в Териберке
Другая часть команды
На побережье
Около полудня Дима, Женя, Тёма, Лёха тронулись с Эдиком. Я же с Леной и детьми поехал в Мурманск. По планам было заселить Лену с детьми в гостинице, купить билеты на поезд, а самому под Мурманском сесть к Эдику. Доехали до Мурманска мы чуть меньше, чем за 2 часа. За однокомнатный номер с двумя кроватями на 1,5 суток пришлось отдать более 13 тыс.р. Я заселил Лену с детьми и поехал к ребятам, они как раз только подъезжали к Мурманску. Около 16 часов я сел к ним в машину, и мы тронулись в сторону Питера. Погода была дрянь, поливал дождь. Проехав 50 км выяснилось, что сдуло переднее колесо. Эдик заменил его. Проехав ещё 70 км, взорвалось заднее колесо. Заменив второе колесо, мы оставались полностью без запасок. В итоге к ночи мы доехали до Лоухов, с большим трудом нашли там квартиру, чтобы переночевать. На следующий день, 7 июля, погода наладилась и мы, пообедав на заправке, двинулись в путь. Дома у меня были около 2 ночи 8 июля. Лена приехала на поезде на следующий день.
На трассе Кола
Женька
Наш автомобиль
Где-то в районе Апатитов
Недалеко от Медвежьегорска
Перекус
Итого пройдено 1700 км
Некоторые выводы из пройденного маршрута:
О маршруте, катамаране и его эксплуатации:
1) Попробовал запараллелить к контроллеру СП+Ветряк+аккум ещё один аккумулятор на 75 ач и генератор мотора. Всё отлично работает.
2) Дизельная печка от Аэрокомфорт, позволяет хорошо всё просушить, уменьшить влажность и сидеть в лодке с комфортом. Мне показалось 2 кВт мало, лучше иметь 4 кВт. Потребление смешное, сожгли около 5л солярки, хотя вторую половину похода эксплуатировали печку достаточно часто
3) Фанерная носовая палуба - вещь. День и ночь по сравнению с сеткой, уровень комфорта и возможность перенести часть вещей на нос значительно выросла
4) Поюзал картплоттер Raymarine Element 7HV - супер! И как же я раньше без него ходил. К следующему сезону хочу ещё АИС и систему Виктория
5) Мотор Мерк 10 в сочетании с 4-х лопастных винтом отлично тянул лодку, даже во встречный СЗ 13м/с и валы, периодически переваливающие за 5 м (Святоносский сулой и далее до Савихи). Скорость ниже 9 км/ч не падала, при этом мотор работал стабильно, хотя на такой волне его периодически полностью накрывало водой. Такие участки в идеале проходить с двумя заведёнными движками. Средняя скорость по гладкой воде на 80% газа 13-14 км/ч. На 50% газа 10.5-11.5 км/ч.
6) Жутко понравился датчик топлива. Несмотря на все опасения, он показывал достаточно точно, и всегда было понятно, сколько осталось бенза в баке.
7) Весь поход готовили исключительно на лодке, израсходовали 24л (заправленный на 19л) баллон газа. Второй баллон понадобился только на последней стоянке.
8) На втором резервном 5лс моторе скорость по гладкой воде 11.5 км/ч на полном газу.
9) Баню ставили в этом походе намного реже, чем в прошлом, всего 4 раза. Маршрут оказался значительно более сложным, чем прошлогодний, на переходах выматывались, и зачастую было не до бани. Однако наличие второго внутреннего тента позволило заметно поднять температуру в бане.
10) По приёму прогноза погоды по Иридиуму. Использовали спутниковый интернет для получения прогноза погоды. Было два телефона и два ноута. Телефоны - Иридиум 9555, различие лишь в ОС на ноутах. Для одного варианта - это Windows 7, для другого Windows 10. Оба винды через провод прекрасно видят телефоны. Программа для интернета Direct Internet 3, к проге прилагается подробный мануал по настройке телефона. Погода принималась программой XyGrib (модель GFS). Связь была довольно стабильной, на приём прогноза погоды практически всегда хватало 1-2 минутного трафика. Точность прогноза по ветру оцениваю не хуже, чем 85-90%; по времени - 80-85%. Были опасения, что Windows 10 будет непрерывно пытаться что-то закачать, не давая тем самым скачать прогноз, но негативные опасения не подтвердились. Достаточно было отключить все обновления и запустить XyGrib, трафик расходовался исключительно на получение прогноза погоды. За месяц постоянных приёмов прогнозов погоды и звонков домой с одной симки ушло чуть более 100 минут, с другой около 30 минут. Симку брали в аренду www.satdata.ru, стоимость аренды на 2 месяца 10 тыс.р., стоимость минуты - 100р. Пока смысла в покупке Иридиум Го не вижу.
11) О маршруте: Маршрут интересный, но Северная часть маршрута удивила значительно большей населёнкой по сравнению с тем, что мы видели, когда шли 14 лет назад. На Кольском появилось огромное количество туристических баз, рыбалка в речках запрещена. В море рыбалка показалась намного хуже, чем это было раньше.
Поломки и недоработки:
1) К этому сезону были сделаны стаканы под шарниры дуг палаток. Дуги не слетали, но из-за малого хода шарниров (решается путём увеличения отверстия) их через несколько переходов заломило, и дуги палатки слетели. Недоработки конструкции стали ясны ещё на моменте сбора (не хватало хода), тут я обсчитался и поленился 26мм отверстие рассверлить до 30 мм. К моменту написания отчёта выточены новые шарниры, отверстия в стаканах рассверлены. Отмечу, что на прочностной конструктив наличие или отсутствие дуг палаток никак не влияет, т.к. они не являются элементами силовой схемы
2) Закисли троса газ-реверс (я в прошлом году купил их не из нержавки и забыл к сезону на нержавку поменять), на выходе из Архангельска не смогли включить полный газ. Потом через несколько попыток переключения нейтраль-передача ручка газа окончательно перестала слушаться, нажал сильнее, в итоге машинка газ-реверс от Мерка разлетелась (отломился вал, на котором держатся все шестерёнки, а также сломалась пластиковая площадка, которая ходит и переключает передачи)
3) Накрылся бензогенератор Wester 1100, по всей видимости от сырости полетела плата управления
4) Полетела вторая ступень (вырвало крепление поршней на шестернях) насоса Bravo BST 12. Перед походом было ощущение, что может накрыться, купил запасной электронасос, и проблема серьёзных опасений не вызывала. Пробовали чинить BST 12 - ремонта хватало на одну подкачку баллонов. По приезду заказал вторую ступень в сборе в воднике
5) В овощном рундуке периодически подтухали (за весь поход не более 0.5 кг из 60 кг) единичные экземпляры овощей, по всей видимости, туда стоит сделать возможность подключения притяжной вентиляции или м.б. даже печки для просушки влаги
6) Мотор работал почти без нареканий. Основные нарекания были при заводке, периодически подклинивало электростартер, иногда заводить приходилось мотор после 10-15 поворотов ключа. В чём дело я так и не понял. На одной стоянке всё идеально, на другой возникают проблемы
Планы по доработкам на будущий сезон:
Основной упор в предстоящем межсезонье планируется сделать на повышение мощности энергообеспечения, доработок шарниров палатки, повышения уровня комфорта на борту. Вот некоторые запланированные доработки:
1) Сделать бокс под резервный (моторный) аккумулятор и сделать возможность переключения зарядки между двумя аккумуляторами. В этот бокс планируется также поместить насос Bravo BST 12 и от него стационарно протянуть шланг подкачки на каждый борт
2) Сделать стационарный крепёж на правом борту для ПСНа
3) Переточить шарниры дуг палаток на более прочные и увеличить диаметр в стаканах шарниров с целью увеличения углов поворота
4) Сделать освещение и провести 12В питание в каюту
5) Заменить ручку газ/реверс Меркури
6) Поставить тросы газ/реверс из нержавейки
7) Установить газлифты на рундуки
8) Сделать водоотбойник снизу, под катамараном на границы каюты и кают-компании. В сильные волны оттуда вылетают фонтаны воды
9) Сделать стационарную разводку воздуховода печки на каюту и кают-компанию
10) Поставить дополнительные шплинты на кормовую палубу, чтобы под конец похода не появлялся зазор в пару см между продольными секциями. В данный момент эта палуба держится на U образных скобах
11) Сделать ферму на переднюю балку
12) Сделать вентиляцию в палатке
13) Сделать вентиляцию в овощном рундуке. Пока мысль в сторону принудительной с помощью вентилятора
14) Дооснастить лодку АИСом и системой Виктория
15) Сделать водяной кран в камбузной мойке и установить насос для забора воды
16) Купить новый бензогенератор
17) Перейти полностью на 12В инструмент, т.е. заменить болгарку и фен на аккумуляторные
18) Убрать ветряк, старую солнечную панель и поставить две солнечные панель по 160 Вт
19) Из кухонного: очень хочется сифон и баллончики для газированной воды. Самодельного шампанского не хватает
20) Поставить 50л компрессорный автохолодильник
По бюджету:
На этапе подготовки похода было решено поделить всё на всех, вне зависимости от срока пребывания людей на маршруте. Ориентировочный бюджет похода получился в районе 55 тыс.р. с человека. Сюда вошло всё, кроме ЖД билетов, походов в кафе и проживание Лены с детьми в Мурманске. Гостиница в Мурманске обошлась около 13 тыс.р. за полтора суток пребывания в номере.
На этом наше путешествие закончилось